Техника - молодёжи 1947-11, страница 31

Техника - молодёжи 1947-11, страница 31

Валентин Николаевич Ч И КОЛ ЕВ (1845-1808).

Александр Николаевич ЛОДЫГИН (1847—1923).

параллельно друг другу и разделены изолирующим слоем. «Узкая полоска землистого вещества, — писал Яблочков.— выполняет задачу держания углей на неизменном расстоянии гораздо лучше, чем сложный прибор-регулятор, достигающий этого лишь приблизительно. Полоска держит их абсолютно; кроме того, она придает известные качества свету, которые Немыслимы при регуляторе», В последней фразе Яблочкова раскрывается еще одно важное свойство, приданное им дуге Петрова. Специально подобранный Яблочковым слой, сгорая вместе с углями, своими парами помогал горению дуги. А это значило, что «свеча» могла гореть и при малом токе, и поэтому один генератор был способен обслуживать сразу Несколько «свеч», Еще одно замечательное открытие воплотил Яблочков в своей «свече» -— это был первый прибор, работавший на переменном токе, ставшем в наши дни основой

lipuMotLUvicnnun си nivn. /гиличкш*у переменный ток iiUHd-

добился для того, чтобы угли сгорали равномерно, становясь поочередно то отрицательными, то положительными.

Как мы видим, осуществляя электрическое освещение, Яблочков попутно решил ряд важнейших электротехнических задач. Применение переменного тока, в свою очередь, потребовало создания первых промышленных генераторов переменного тока. Яблочков же * является и творцом одной из первых конструкций трансформаторов, создав которые, он успешно осуществил питание одним генератором нескольких «свеч».

«Свеча» Яблочкова быстро завоевала мировое признание. Торжественно было ее шествие. С 80-х годов она освещает улицы и театры Парижа, развалины римского Колизея, улицы Лондона, вспыхивает в далекой Камбодже, в Персии.

Газеты восторженно пишут о «русском свете». «Свет приходит к нам из России», «Россия родина света», кричат они на десятках языков.

Изобретатель создал целую серию «свеч», начиная от 80-свечовой до мощных 6000-свечовых светильников

Труды Яблочкова в разных областях электротехники во многом послужили развитию этой науки. Но главная его заслуга — создание «свечи» и системы электрического освещения. Поэтому его по праву можно так же, как и Петрова, Назвать «пионером электрического света».

В то время когда Яблочков вел свою работу над дуговой свечой, в России уже рождался другой, основанный на совершенно ином принципе источник электрического света.

Это была лампа накаливания.

Первою лампу накаливания удалось создать молодому русскому инженеру Александру Николаевичу Лодыгину.

«В воскресенье, одиннадцатого сего июля 1873 года,— писали петербургские газеты, — господин Лодыгин демонстрировал на Песках Преображенского плаца великому множеству собравшегося народа изобретенные им лампы накаливаний. Публика восторженно любовалась этим невиданным светом без огня.

Затем изобретатель показал публике самые лампочки накаливания. Устройство первой лампы было следующее: между двумя концами толстой медной проволоки был укреплен стерженек из прокаленного ретортного угля, который помещался в герметическом баллоне». Стоило присоединить медный провод к источнику тока, как вспыхивал белый свет. Уголек горел не сгорая.

Русская научная общественность высоко оценила успех Лодыгина. Академия наук присудила ему Ломоносовскую премию. Царское же правительство, равнодушное к развитию отечественной техники, не пришло m помощь изобретателю. Зато к Лодыгину устремились дельцы.

Банкирский дом Козлова, рассчитывая использовать лампу накаливания как сенсационный объект Для финансовых махинаций, организует акционерное «Товарищество электрического освещения».

Немногое оставалось сделать Лодыгину, самоотверженно работавшему над совершенствованием своей лампы, чтобы поставить свое детище на ноги. Его лампы уже выходят из лаборатории. Они освещают кессоны строительства Литейного моста в Петербурге и магазин на Морской улице Близок полный триумф. Но акционеры, поглощенные биржевой игрой, не дают средств для совершенствования лампы. Тем временем не дремлют запра-эиЛы газовых компаний. И вот в результате грязных биржевых спекуляций «Товарищество электрического освещения», .терпит полный крах

У Лодыгина не оказалось средств даже для того, чтобы запатентовать свое изобретение в Америке.

В 1877 году лампочку Лодыгина увидел Эдисон—ее привез в Америку русский лейтенант Хотинский. Эдисон .лихорадочно принялся за усовершенствование лампы накаливания

Однако приоритет Лодыгина не оспаривался даже; юри дически. Суд, разбиравший спор Эдисона и его английских конкурентов о лампе накаливания, установил, что честь создания нового источника электрического света принадлежит и не Эдисону и не его британским соперникам, а русскому изобретателю — инженеру Лодыгину.

В 1890 году Лодыгин сделал еще одно крупное изобрети ние, создав лампу с нитью из молибдена. А позже он взял патент на лампу с вольфрамовой нитью — лампу наших дней.

В конструировании ламп накаливания принял участие и Павел Николаевич Яблочков Еще работая над «свечой», он обратил внимание на то, что каолин, котррым он разделял угольные стержни в нагретом состоянии, становится проводником и может быть раскален током до яркого свечения. Изобретатель предложил применить в лампах накаливания каолиновый стерженек. Это изобретение Яблочкова на Западе несправедливо пытаются приписать Нернсту.

Лампочка накаливания, простак V\ ^ до&каа, игнгла teoe триумфальное шествие, вытесняя «свечи» Яблочкова.

Была и еше одна причина, заставившая померкнуть эти