Техника - молодёжи 1948-02, страница 10

Техника - молодёжи 1948-02, страница 10

следует того, что насилие и составляет природу войны. Между тем Клаузевиц уверяет читателя, что «...'война — это акт насилия, имеющий цель заставить противника выполнять нашу волю... тот, кто этим насилием пользуется, ничем не стесняясь и не -щадя крови, приобретает огромный перевес над противником", который этого не делает».

Так подводится теоретический базис под культ насилия.

Клаузевиц закладывает основы «теории» скоротечной войны, из которой в ^ конце XIX века выросла «теория» мол- ^срнЬ1Ш£й£кЗ ниеносной войны, нашедшая практиче- wneiuiMvni

ское применение в стратегии фашист- / % ской Германии. В «теории» скоротечной у (

войны полнее всего сказалась ограниченность взглядов ее твород. Для обоснования своей идеи скоротечной войны Клаузевиц использует военно-исто-рические факты из . борьбы феодально-абсолютистской коалиции, с ее ограниченными [военными возможностями, против республиканской Франции и Наполеона I, распоряжавшегося ресурсами ^нового, тогда еще прогрессивного, бур* жуазного общества.

На этом порочном фундаменте он формулирует надуманное положение о том, что использование всех имеющихся сил с самого начала войны, собранных к юдной точке, и есть 'вечный закон войны. Отправляясь от этого положения, Клаузевиц уверяет, что наступление, «...у которого нехватает смелости лететь прямо в сердце неприятельской страны, никогда не достигнет цели». Вторым условием для победы войск Клаузевиц считал внезапность и численное превосходство -воинов, вымуштрованных, способных действовать, мак заведенный механизм.1 «Наступление, — по мнению Клаузевица, — должно походить на мощно вгоняемый клин».

В доктрине Клаузевица особенно примитивно решались вопросы управления «войсками. Идеалист Клаузевиц не понимал связи теории и практики, разрывал их и фактически отрицал закономерность -военных событий, возможность военной науки. Поэтому « управление войсками на полях сражений выступает у него в виде простого профессионального навыка. Автома-

СЕРАФИМОВИЧ

По определению товарища Сталина, «Сталинград явился закатом немецкой армии*. Битва за Сталинград — беспримерная в истории военная операция по окружению и ликвидации столь крупной группировки противника. Схема показывает основные удары советских войск по окружению немецкой группировки, а также последующую стадию битвы — расчленение окруженной трехсоттысячной

группировки немцев.

тизм, шаблон Клаузевиц распространял не только на солдат, офицеров, но и ш генералов. Поэтому главным условием успешного управления войсками, по его мнению, было не умение шчалышка разобраться в обстановке, вскрыть тенденцию в ее развитии, а голая решимость, воля, обладающие в представлении Клаузевица какой-то мистической силой.

Иде» Клаузевица составили ядро прусской военной доктрины. Дальнейшее развитие она получила в объединенной и опруссаченной Германии в работах учеников Клаузевица.

Военная доктрина Клаузешца лежала, в основе стратегического плана Мольтке-старшего в войне с 'Австрией в 1866 году и Францией — в 1870—1871 года^с. В первой войне немцы добились быстрой и решительной победы главным образом потому, что австрийские немцы больше боялись в случае затяжки войны восстания славянским провинций Австрии, чем победы пруссаков. Поэтому они после первого же проигранного сражения капитулировали перед Пруссией. Во франко-прусской войне основные идеи военной доктрины Клаузевица явно провалились. Немцы после нескольких крупных побед вынуждены были вести войну. ещ* почти полгода и добились победы только потому, что буржуазное правительство Франции, названное К Марксом правительством национальной измены, помогло им выиграть войну.

На опыте этих двух войн в Германии был создан миф о превосходстве их военной доктрины и непобедимости немецкой армии. В дальнейшей борьбе за установление мирового господства Германии немцы широко использовали этот миф для шантажа и запугивания противника и шовинистической обработки немецкого населения. При этом* незаслуженное уважение к немецким военным авторитетам со стороны военных деятелей других стран облегчала им подготовку агрессивных войн. Военный разгром фашистской Германии не снимает задачи по ее идеологическому разгрому, разоблачению разбойничьей природы немецкой военной доктрины. «Ну, а для этого, — пишет товарищ Сталин, — нужна критика, особенно с нашей стороны* со стороны победителей Германии».

Наиболее строгим критиком всякого род» учений является практика Немецкая военная доктрина не выдержала испытания в двух последних мировых войнах, тщательно подготовленных немцами и развязанных по их инициативе. Немецкий фельдмаршал Шлиффен, долгое время возглавлявший германский генеральный штаб, планировал выиграть подготовляемую им войну против Франции, России, а возможно и Англии, в четыре-пять месяцев.

Главным средством для выигрыша, войны- против трех великих европейских держав— по Шлиффену — должны быть внезапность, численное превосходство сил в точке удара, качественное и количественное превосходство немецкой армии в тяжелой полевой артиллерии, неограниченные применения насилия, быстрое » безостановочное наступление к Парижу.

Стратегический план Шлиффена, построенный на идеях Клаузевица^ провалился в самом начале войны. Решающую роль в этом сыграла русская армия, поставившая под угрозу Пруосию, оттянувшая на себя с Западного фронта, несколько немецких корпусов в разгар сражения юго-восточнее Парижа. Первая мировая империалистическая войнам в которой немцы применяли ничем не ограниченное насилие, тянулась четыре года и кончилась их поражением. Но и из этого опыта немецкие военные идеолога не сумели сделать правильного вывода. Подготавливаясь к развязыванию второй мировой войны, они доказывали, что первая была проиграна якобы только вследствие слабости политического руководства и излишней «гуманности» немецкой армии.

Фашистские военные идеологи рассчитывали выиграть вторую мировую войну посредством внезапного нападения на противника. Вместо тяжелой полевой артиллерии, не вполне отвечавшей требованиям молниеносной войны, они решили применить в массовых количествах авиацию и танки, собран ные на одном или нескольких направлениях. Людендорф призывал немцев в будущей войне не считаться ни с какими нормами международного права, «Продолжая добиваться решающего сражения на фронте, — писал Людендорф,— командование попытается в то же время при помощи имею

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Военные журналы-онлайн

Близкие к этой страницы