Техника - молодёжи 1948-02, страница 20

Техника - молодёжи 1948-02, страница 20

Так выглядели вододействующие приводы для обтирки стволов на Тульском оружейном заводе во времена

Bai

перестали — не по лен», но великих ради недосуг. А как весна пришла, сбили мы из сырого леса корабли и вниз поплыли водяным караваном, и шумели, и плыли мы даже до казаков, « пришли к Козлову. А я тут уж был не мельником, а посадили» меня государева ради дела на струг грести. И пришли мы, холопы царские, к !Азову, а впереди орел наш, Петр Алексеевич, на осьми галерах и плывет вперед», и хоть % молод, л где мель к где глубь» понимаем

— Он-то понимает^, Многоу томнтелъ-ное у него понимание. Это я ему в почет говорю.

— Ему почет ото всех, стольник. И пришли мы, w присыпали мы, по старому русскому обычаю, вал к городу неприятельскому, и былк мы.» разных боях и случаях, к позабыли мы свою оборону — воинский строй — я пошл», по дедовскому обычаю, турок «бить & россыпь. И тут я к туркам в яшон попал.

Без тебя Азов взяли?

— Без меня! А турки меня оковали и посадили меня в галеру на нижнюю па* л^бу, у короткого весла, п греб я, как ихний собачий холоп.

Я от них убежал, и плыл я на грече* с кой лодке » греб. И приплыл я ® город Венкцизо. Стоит тот город Вениция на отмелях. Поставили меня в их кем арсенале ковать и пилить, И нет у mix «оды бегущей, И работают они старым манером и крутят колесо невольничьими руками. Посадили меня веницейцы на весло» « греб я на «верхней палубе* как обученный галермкк. Греб я, греб, и убежал я из веннциаиского плена в город Задар, и попал я к нашим людям. Говорят они по-русски, а невнятно. И ходят они то под турком, то под вени* цейцем, а то уходят «в горы и бьются грозно. W мельницы у них стоят на реках горных, и колеса у них другие — крутят-

Татищева*

ся лежа, и это для привода с руки. Жернов можно на вал сажать без шестерни. Поработал я у них недолго» поставил пильную раму. Пилят Там- дуб и сосну. Пожил я там на горе, затосковал по Be-неву» и побежал я черев славянские земли. На «гранте я объявился столь-нлку Грибоедову, и отправили меня сперва на стражху в feoficxo царево, а потом надел» на меня штиблеты и зеленый кафтан епанчу, и посадили меня к веслу, и дали мне ©есло с перевесом, к качал я иа верхней палубе грести, и увидал я над собою небо, а неоо taM с тучею и волна не крута, а полога. А «ад нами знамя бело да синим перечерчено. И тут пришла ко мне перемена: дали мне фузею и сказали мне, что ие га л ерник ты, а солдат.

Воевали мы со свейским королем, и прижали мы свейские корабли к каменному берегу, к стали свей без ветру, а мы пошли № «их на веслах. 'А я на верхней палубе. Увидал я тут Петра Алексеевича: постарел царь, будто греб все время. Постарел и сутулится и головою больше трясет. Обошли мы свей-ский флот на веслах и окружили? его ш галерах, к свалились мы в абордажном бою, а борта у нас низкие, а шведский борт высох и крут» И пошли мы на шведскую падубу, и шведы тут забыли свою оборону — воинский строй —и побежал» от нас, -как овцы, а мы тех, кто оружие бросая, не кололи»

— 'А ш простым солдатом остался с такого боя?

— Сделали бы меня сержантом-, да <в городе Питере поставили меня m пильную мельницу, и начал я чшшть поставы и делать пильные рамы, и поставил я мельницу пильную « рядом мельницу хлеб молоть, а в то ®ремя в лодку было распределение —кому какая награда, и я туда «е попал. !А сейчас меня сюда

прислали на караульную службу, а я всякую войну шдал, к сердце у меня ожесточилось, и кожи мне своей не жалко, и не жалко мне овоей спины. 'И не дадите вы мне строить мои хитрости, закричу я государево слово и дело. Мне галера не страшна, господин мой, я в трех морях мореный, всеми ветрами сушен, вымолочен я вальком, натолкавшись на «<его грудью. А строить надо торопиться, пока вода тепла.

— Ну, ладно, строй свою снасть моделью. Жалую я тебе за рассказ рупь собственных денег, чтоб не было тебе нужды, пока строишь.

СОЛДАТ ПОДАЕТ РАПОРТ

Остался Батищев © Туле, жил в доме Леонтьева,

Томился в Туле Яков Батищев.

На Тулу пришла пыль, села на траау н листья.

Был июль, Батищев сидел, в горнице без мундира, без штиблет, -в рубахе, расстегнутой на груди.

Перед Батищевым на столе лежали листы бумаг» — грубой и синей, русской выработки, стояла медная чернильница с добрыми чернилами.

В руке Батищев держал, сильно согнув тльцы, гусиное перо.

Писал Батищев сам донесение:

«S прошлом, » 1714 году по твоему государеву указу велено мне на Туле «а реке Упе, близ Казенной ружейной слободы, построить водяные оружейные заводы для обтирания и сверления стволов к лучшему способу и прибыли казне. И в прошлом же 1716 году -в августе о 12 -число в бытность иа тульских оружейных заводах полковника князя Вад-больского оные оружейные водяные заводы сделал я совсем в совершенстве н поставил «а ход; и ныне «а тех заводах

18

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Пильний вал
  2. Медные стволы сосен

Близкие к этой страницы