Техника - молодёжи 1948-06, страница 20

Техника - молодёжи 1948-06, страница 20

Инж. М* ИЛЬИН

Рис. Л. СМЕХОВА

ГЛАВА ТРЕТЬЯ 1

В старой сказке колдунья варит в котле волшебное зелье. Но ни в одной сказке нет такого коша, который построили ученые, чтобы добыть атомную энергию.

Из кусков трафита и урана сложили кладку так, чтобы графит чередовался с ураном. Нейтроны, вылетавшие из куска урана, должны были проходить сквозь замедлитель-тра-фит, сквозь толпу атомов углерода. И только таким путем, сильно заторможенные, они могли попасть в другой кусок урана или вернуться обратно.

Скорость нейтронов настолько уменьшалась, что им уже не грозила опасность застрять © ядрах тяжелого урана.

При каждом взрыве ядра оно разбивалось на осколки. Осколки трашадались дальше, освобождая энергию. Котел разогревался, как разогрелась бы пробирка с водой, если бы мы бросили в нее крупинку радиевой соли.

'Котел делался все горячее, и его приходилось охлаждать, пропуская сквозь него чуть ли не целую реку, чтобы он не перегрелся и не разлетелся на куски.

Но была опасность, что цепная реакция пойдет так бурно, что никакое охлаждение не поможет.

(Надо было уметь обуздывать ее могучую силу.

Удилами послужили тут стержни из кадмия или других металлов, поглощающих нейтроны.

Когда урановый котел хотели пустить в ход, стержни выдвигали из котла, чтобы не мешать нейтронам делать свое дело, — поводья отпускали.

Если температура начинала быстро нтти в гору, если котел принимался бунтовать, поводья затягивали: стержни вдвигали обратно о» котел.

Котел давал энергию: холодная вода уходила из -него горячей. Тут скрытая, таинственная атомная энергия делалась такой же простой и ощутимой, юак тепло печки.

(Но волшебный котел давал не только тепло: он варил зелья, убивающие людей.

Когда ядро атома урана разбивалось, получались осколки. А эти осколки распадались дальше, выбрасывая альфа-частицы и электроны, излучая невидимые, но проникающие сквозь стены лучи.

Людям надо было найти защиту против своего же создания, чтобы оно их не убивало.

Это создание — урановый котел — пришлось запереть в подземную тюрьму с толстыми бетонными стенами.

'Как же люди управляли котлом? Как они следили за ним, если они сами же от него отгородились?

Тут помогла новейшая техника, позволяющая и наблюдать за машинами издали и управлять ими на расстоянии.

В урановом котле встретились хитроумнейшие приборы и механизмы, которые в течение многих лет создавали люди во многих странах.

Можно смело сказать, что атомной энергией не удалось бы овладеть, если бы Менделеев не открыл периодический закон, если бы химики, физики, энергетики, ученые и инженеры всех родов оружия не создали то, что мы называем современной наукой и техникой.

В урановом котле, скрытом от человеческих глаз, шла работа перестройки атомов, словно & недрах звезд. И люди управляли этой работой, следили за ней.

И тут выяснилось, что в этой «алхимической печи» создаются и такие атомы, которых еще никогда не находили в природе. Тяжелый уран-036, поглощая нейтрон, превращался в уран--239. (А уран-239, не успев прожить и нескольких минут, обращался* выбросив электрон, в новый элемент, стоящий в 93-й клетке таблицы Менделеева.

Девяносто третья клежа! Она была за пределами той карты атомного мира, которую «начертил 'Менделеев. Ведь у Менделеева последним был девяносто второй элемент—уран; заурановые элементы тогда еще не были известны.

t Начало см. в №№ 4 и 5.

Новый элемент надо было окрестить. Люди тут снова вспомнили о планетах1 в солнечной системе за планетой Уран находится планета Нептун. Ее именем и назвали новый элемент — нептуний.

Но нептуний тоже недолговечен. Его жизнь длится всего несколько дней. Он тоже выбрасывает электрон, и получается еще один, 94-й элемент. Его назвали плутонием, по имени планеты Плутон, которая находится от нас еще дальше, чем Нептун.

Мир атомов расширялся.

Ученые спрашивали себя: почему же нептуний и плутоний не удается найти в природе? Почему таблица Менделеева обрывается на 92-м элементе?

Тут мог быть только один ответ: в ядрах заурановых элементов еще больше протонов, чем. в ядре урана. Силы отталкивания там так велики, что их уже не могут преодолеть ядерные силы притяжения.

Если нептуний и плутоний были когда-нибудь на земле, они уже успели разрушиться.

Война и атом

В течение тысяч лет человек подбирал один за другим ключи к дверям, за которыми таились тайны природы. М чем лучше постигал он тайны природы, тем. покорнее она становилась.

Вода и ветер, железо и уголь послушно работали на человека, давали ему свет и тепло, поили, кормили и одевали его, несли его всюду, куда он хотел,-—и по суше, и по морю, и ло небу.

Но, овладев силами природы, люди воспользовались ими не только для мирного труда, но и для войны.

Так случилось и на этот раз, когда люди овладели ключом к самой тайной двери, за которой таилась атомная энергия.

Тысячи исследователей в течение многих веков подбирали этот ключ.

Но открыть дверь удалось только совсем недавно —во время самой страшной и самой жестокой войны, какая когда-либо происходила на земле.

И еще раньше, чем в исследовательских лабораториях пошла первая непная реакции, ученые уже принялись думать о том, как заставить эту новую силу служить войне.

По обе стороны океана — в Европе и в Америке—ученые лихорадочно работали, стараясь найти путь к атомной бомбе.

Американцы не жалели долларов на «атомные» лаборатория* и заводы. Немцы делали все, чтобы опередить в атомном состязании своих противников.

На стороне американцев было преимущество. Они могли спокойно и без помех строить гигантские лаборатории и заводы, тратить на это миллиарды долларов. Ведь вся тяжесть борьбы с врагом лежала не на их плечах. Пока они занимались «атомными делами», по ту сторону океана советский народ напрягал все силы, сокрушая врага могучими ударами.

Как же американцы создали свою бомбу?

Об этом в самых общих чертах рассказывает книга Г. Д. Смита, которая называется «Атомная энергия для военных целей».

Смит говорит, юак был построен урановый котел, в котором шла цепная реакция.

Но урановый котел не мог быть бомбой. Он был слишком тяжел, чтобы его можно было взять с собой на самолет. И цепная реакция шла в нем слишком медленно. Ведь нейтроны в нем нарочно замедлялись, чтобы юс не захватывал уран-238. Если бы даже котел расплавился от перегрева, он все-таки не стал бы от этого бомбой.

Урановый котел был так же мало похож на атомную бомбу, как котел паровоза на пушечный снаряд.

Чтобы сделать из урана бомбу, надо было почти полностью удалить из него уран-23в, из-за которого нейтроны

is