Техника - молодёжи 1949-01, страница 21

Техника - молодёжи 1949-01, страница 21

сделала все. чтобы убить во мне уверенность в возможности осуществления моего проекта».

В защиту проекта Можайского выступил профессор мореной академии капитан первого ранга И. ГТ. Алымов со статьей «К вопросу о воздухоплавании» («Кронштадтский вестник», ноябрь 1878 года). «Аппарат г. Можайского составляет, по нашему мнению, — пишет проф. Алымов,— громад-ный и окончательный шаг к разрешению великого вопроса плавания человека в воздухе по желаемому направлению и с желаемой в известных пределах скоростью...

А. Ф. Можайскому принадлежит, по нашему мнению, — указывает далее автор, — великая заслуга решить эту задачу на практике,»

Основанный на законах механики теоретический анализ явления, а главное — все то, что мы видели и что лично сообщено А. Ф. Можайским, заставляет нас с большой вероятностью заключать о великой будущности сделанного им применения означенного принципа...

Мы искренне сожалеем, что почтенный изобретатель стеснил нас просьбою не сообщать в печати подробного плана его аппарата. Нам кажется, что в настоящем случае открытый способ действия был бы наилучшим...

Одним словом, сг пишет в заключение проф. Алымов, — в высшей степени желательно, чтобы по отношению к проекту Можайского были предприняты исследования... в размерах более обширных, чем какие возможны для частного лица, и притом с главною целью осуществления, по нашему мнению, наиболее рационального из всех проектов воздухоплавания».

Но и этот страстный призыв проф. Алымова остался без ответа. Заведомо неправильное решение комиссии генерала Паукера, по которому военное ведомство прекратило финансирование производившихся работ А. Ф. Можайского, не было отменено.

Однако сам Можайский, несмотря на все преграды и препятствия, продолжает работу над своим изобретением. Обратившись за помощью к адмиралу Лесовскому, Можайский получает материальную поддержку от морского министерства. По совету адмирала он выезжает в Америку для заказа паровых машин собственной конструкции, необходимых для его самолета. Однако для американской фирмы Хоресгофф (Бристоль, Род-Айленд) слишком жесткими оказались технические требования на изготовление паровых машин. Фирма просила у Можайского оставить чертежи паровой машины на длительный срок. Русский изобретатель отказался это сделать. На обратном пути на родину Можайский передал свой заказ английской фн^ме «Арбекер-Хам-кенс» (Лондон, Стаифорд-стрит).

Как и следовало ожидать, изготовление паровых машин за границей привело к разглашению секрета. В журнале «Engineering» (май* 1881 года) были помещены чертежи и дано описание паровых машин Можайского, приведены основные характеристики двигателя. При этом редакция особо подчеркивала, что машины построены «для капитана Можайского из русского императорского флота, который намерен их использовать для летательных машин».

В том же 1881 году 3 ноября департамент торговли и мануфактур выдал капитану первого ранга Александру Можайскому привилегию-патент на воздухоплавательный снаряд. Патент был опубликован в приложении к запискам императорского Русского технического общества за 1882 год.

Так официально, вопреки решению второй комиссии, произошло признание проекта воздухоплавательного снаряда — аэроплана Можайского.

Можайский приступает к постройке аэроплана.

В докладе В. Д. Спицина» помещенном в сборнике «Воздухоплавание за 100 лет», указано, что «снаряд капитана первого ранга Можайского в настоящее время уже окончен в натуральную величину и приводится в движение с помощью двух паровых машин».

В докладе П. Д. Кузьминского, помещенном в том же сборнике, сказано: «...на первом месте должно быть поставлено предложение контр-адмирала (в отставке) А. Ф. Можайского, о котором уже упоминалось предшествующим докладчиком В. Д. Спициным. Существенная часть аэроплана А. Ф. Можайского заключается в применении к аэроплану (наклоненной к горизонту под небольшим углом плоскости) легкой паровой машины, весящей с паровым котлом, наполненным водой, не более 14 фунтов на индикаторную силу, что, как известно, составляет весьма малый вес для паровой машины. Сравните тот факт с фактом, что паровая машина, примененная знаменитым Жиффаром в 1852 году к управляемому аэростату, весила более чем в 10 раз против названной машины, примененной г. Можайским».

Еще до полета аэроплана Можайского в газете «Петербургский листок» от 25 марта 1882 года П. Зарубин писал:

«У нас в Петербурге действительно устраивается летательная машина, На которой, как уверяют газеты, ученые, инженеры, строители намерены перелететь из Петербурга прямо на Московскую всероссийскую выставку».

Как стало известно из докладных записок, к А. Ф. Можайскому для постройки его самолета были временно при

командированы в помощь механики И. Голубев, К. Вольфрам, столярные мастера Н. Яковлев, А, Арсеньев, мастера судостроительного завода М. Федоров, П. Федоров, М. Лебедев, М. Стацюра и другие.

Моноплан Можайского строился в 1880 -1882 годах на Красносельском военном поле, вблизи лагеря Николаевского кавалерийского училища.

20 июля 1882 года под управлением механика Ивана Го-лубева проводилось испытание самолета. После разбега со специального наклоненного помоста самолет поднялся в воздух, пролетел по прямой над полем, затем вдруг стал крениться и задел крылом за землю, при этом крыло сломалось.

Об этом историческом событии — первом полете аэроплана — современники писали по-разному: одни восторженно, другие злобно, смакуя только факт поломки аэроплана. Представители церкви истолковали поломку аэроплана, как кару божию, утверждая, что человек никогда не будет летать по воздуху!

В 1904 году в «Записках императорского Русского технического общества» профессор Е. С. Федоров отмечал:

«Неаьзя обойти молчанием нашего соотечественника адмирала Можайского А. Ф. Он построил около 25 лет тому назад аэроплан, способный поднимать человека. Насколько мне известно, аэроплан Можайского был первым построенным и подвергавшимся испытаниям прибором такого типа, предназначенным для поднятия людей в воздух».

В 1910 году, когда авиация уже завоевала право гражданства и была признана во всем мире, в Петербурге была проведена «Неделя воздухоплавания». Соотечественники с благодарностью вспоминали имя изобретателя первого в мире аэроплана А. Ф. Можайского. Так, в статье Н. Кр—ва «Первые воздухоплаватели» читаем: «Неделя авиации» в Петербурге показала, что в деле завоевания воздуха мы стояли когда-то первыми в мире... Первые монопланы разрабатывались в России морским офицером А. Можайским... Генерал Скобелев высоко оценил изобретение Можайского с военной точки зрения и обещал Можайскому дать необходимое количество материи на крылья. Просил, однако, держать это изобретение в секрете» («Новое время» от 30 сентября 1910 года).

Многочисленные высказывания современников в периодической печати, свидетельствовавшие об успешном завершении многолетнего труда Можайского, кратко резюмировала «Военная энциклопедия», изданная в 1914 году:

«Первый полет аэроплана состоялся на военном поле в Красном Селе. Аппарат отделился от земли».

Через три года после испытания первого аэроплана Можайский представляет военному министру материалы о втором аэроплане. В своем заявлении комиссии Можайский пишет: «В скором времени мною будет представлено комиссии все требуемое для разъяснения второго проекта и что вычисления мои и изложение теории, находящиеся при деле по рассмотрению моего первого проекта комиссиею Главного инженерного управления в 1878 году, в настоящее время уже не могут служить точным изображением моего второго проекта, так как последующие мои занятия по разработке вопроса дали ряд практических выводов, представляющих возможность сделать изложение теории более ясным, а вычисления более определенными».

Однако надежды Можайского не оправдались и на этот раз. Тайные пружины царского правительства, действовавшие в угоду зарубежным интересам, снова помешали осуществлению технически дерзкой по тому времени идеи.

Влияние Можайского сказалось и на зарубежных авиационных конструкторах более позднего времени. После того как Можайский построил и испытал свой аэроплан, в практике зарубежных попыток покорения воздушной стихии совершенно отказались от устройства машущих крыльев.

Следует отметить и такой важный факт, что аэроплан Можайского имел все пять основных частей современного самолета: силовую установку (паровые машины и винты), фюзеляж, неподвижное крыло (моноплан), хвостовое оперение (стабилизатор, рули высоты и киль) и шасси, а в аэроплане братьев Райт, которым приписывают изобретение аэроплана, имелось всего только две части современного самолета (силовая установка и крыло).

Так как аэроплан братьев Райт не имел шасси, то взлет их аэроплана производился со специальной катапульты.— путем насильственного выбрасывания в воздух.

Большинство современных скоростных самолетов является монопланами. Поэтому советские люди по достоинству считают аэроплан Можайского прообразом современного самолета. Талантливому русскому конструктору бесспорно принадлежит первенство в изобретении аппарата, покорившего воздушную стихию, спроектированного и построенного им на основании им же самим созданной элементарной теории полета, являвшейся для того времени вполне научно обоснованной.'Многие положения, высказанные в свое время А. Ф. Можайским, в дальнейшем были подтверждены и развиты отцом русской авиации проф. Н. Е. Жуковским.

19