Техника - молодёжи 1949-05, страница 26

Техника - молодёжи 1949-05, страница 26

Замечательны работы Зелинского в области каталитических реакций.

Древние алхимики мечтали о создании волшебного «философского камня», прикосновение которого превращало бы в золото малоценные вещества.

Современные химики не ищут «философский камень», его нет и быть не может. Но у них есть не менее замечательные вещества. Это катализаторы. Свойства катализаторов поистине чудесны. Не принимая непосредственного участия в реакциях, не меняясь сами, катализаторы только одним своим присутствием сильно ускоряют течение химических реакций.

Открытие катализаторов связано с именем русского академика К. С. Кирхгофа. В 1811 году Кирхгоф обнаружил, что серная кислота ускоряет процесс гидролиза крахмала. Через 29 лет Н. Н. Зинин описал действие твердого катализатора — цианистого калия. С тех пор все чаще и чаще прибегают химики к помощи катализаторов при разрешении промышленных задач.

Работы по катализу Кирхгофа, Зинина и других химиков нашли блистательное развитие в деятельности Зелинского. Множество открытых им замечательных каталитических реакций находит широкое распространение в нашей промышленности.

Велики заслуги Зелинского и в области изучения адсорбции.

Уголь в руках русского ученого оказался чудесным веществом. С помощью активированного угля академик Зелинский осуществил превращение ацетилена в бензол. Замечательны его работы в области новых синтезов — синтетического каучука, искусственного бензина.

Неоценимы заслуги Н. Д. Зелинского в области создания противогаза, построенного на принципе поглощения активи рованным углем ядовитых газов.

Вместе со своими учениками Николай Дмитриевич разработал замечательные методы получения составных частей белка -г- аминокислот.

Этими методами синтезировано около одной трети из общего числа аминокислот, имеющихся в природе. Теперь классические методы русского ученого распространились по всему свету. Успешно решены Зелинским и такие крупнейшие проблемы современной науки, как гидролиз белков и выяснение строения белковой молекулы.

Теория строения белковых молекул, лежащих в основе всех жизненных процессов, была выдвинута Зелинским еще в 1914 году. Его теория показала, на какие части распадается белковая молекула в организме и как она синтезируется в нем, — этого не могла обьяснить ни одна из существовавших в то время теорий, в том числе и теория немецкого ученого Э. Фишера.

Когда Зелинский впервые опубликовал свою теорию, она была сразу же встречена учеными Запада отрицательно.

Немецкий химик Абдергальден выступил даже в печати с грубой и резкой критикой, опровергая правильность теории. Однако вскоре в немецкой печати появилась работа того же Абдергальдена, в которой он описывал методы Зелинского, нагло присвоив себе первенство в их открытии. Бессовестный ход Абдергальдена был раскрыт, и первенство в создании теории строения белковой молекулы весь ученый мир признал за Н. Д. Зелинским.

Зечинским созданы сотни научных* трудов; десятки ученых

24

с мировым именем, тысячи учеников, наконец целая армия производственников воспитаны Николаем Дмитриевичем Зелинским.

Вся жизнь и работа этого замечательного ученого — непрерывное творчество, вдохновенное служение своему народу.

«Химия часто одаряла меня величайшим наслаждением познания еще не исследованных тайн природы, — говорил Николай Дмитриевич в своем обращении к молодежи.— Она дала мне возможность послужить людям, облегчить их труд, избавить их от некоторых страданий, порой от гибели. Она помогла мне стать человеком не бесполезным для моей -родины, она определила тот путь, на котором мне удалось принести некоторую пользу для социалистического строительства и обороны Страны Советов».

Химия жизни

Биохимия зародилась на грани соприкосновения двух наук — химии и физиологии. Ее рождению предшествовали работы русских ученых: в области физиологии растений — В. И. Палладина и в области химии азотистых веществ живого организма — В. С. Гулевича. Это были первые ростки новой науки, которую окончательно утвердил замечательный русский ученый Алексей Николаевич Бах в конце прошлой? столетня.

Раньше считали, что органические вещества создаются только живыми организмами, и задачи биологической химии сводили к пассивному изучению химического состава живой материн, из которой построены клетки. Бах рассуждал по-пному. Биохимия изучает не вещество, — это задача органической химии, — а химические процессы, протекающие в живых клетках; химические процессы и связанные с ними превращения энергии лежат в основе главнейших жизненных явлений.

Особенностью химических процессов в организме является то, что они протекают при обыкновенной температуре с помощью особых веществ — ферментов.

Ферменты — это катализаторы в живом организме. Каждая живая клетка содержит ферменты. В организме эти катализаторы играют очень большую роль. Они ускоряют течение реакций. С их помощью в организме происходит разложение сложных веществ на простые. С их помощью производится и синтез сложных веществ из простых. Несложные неорганические соединения превращаются сперва в простые органические соединения, затем в аминокислоты, полппептпды и, наконец, в белки. Такова химическая эволюция белковой молекулы в организме с помощью ферментов.

Участие ферментов в разложении сложных веществ в процессе дыхания впервые доказали В. И. Палладии и А. Н. Бах, а участие ферментов в синтезе впервые доказал русский ученый А. Я. Данилевский. В 1886 году он открыл, что под влиянием пепсина (желудочного сока) раствор пептона (белковоподобного продукта) превращается в студень. Это было первое наблюдение ферментативного синтеза. В то время считалось, что ферменты могут только разрушать. Созидание же присуще лишь живой материи. С помощью ферментативного синтеза а настоящее время получается уже множество веществ.

Чрезвычайно важное свойство ферментов открыл академик А. И. Опарин.

Оказывается, один и тот же фермент, находясь в живой клетке, может и разрушать и созидать. Если он находится в протоплазме, как в растворе, то он действует разрушающе; если он находится в связанном состоянии на уплотненных частях протоплазмы, то он действует созидающе.

Химики научились выделять ферменты в чистом виде. Биохимики на основании учения о ферментах предсказывают скороспелость растения, сахаристость плодов, засухоустойчивость злаков. На это раньше требовались селекционерам целые месяцы. Не так далеко теперь и то время, когда ферменты в руках врачей станут играть громадную роль и самой человеческой жизни.

Академик Опарин указывает, что в процессе эволюционного развития ферменты все время совершенствовались. И если в давно прошедшие времена роль ускорителей химических реакций в организме выполняли неорганические катализаторы, то в процессе эволюционного развития эти ускорители заменялись сложными и специализированными ферментами.

Работы Баха и его школы выросли в новый раздел науки — «техническая биохимия».

Бах и его ученики показали, что в основе многих производственных процессов лежат ферментативные превращения сырья в готовый продукт.

При помоле зерна, скручивании чайного листа, затираты солода, раздавливании виноградной ягоды, сушке табака и т. д. разрушаются живые ткани сырья, но заключенные в нем ферменты сохраняются в активном состоянии. И именно они обусловливают те химические изменения, которые происходят в созревающем тесте, пивном заторе, ферментирующемся табаке, чае и т. д.

Многовековое производство вина, табака, чая основыва