Техника - молодёжи 1950-02, страница 26

Техника - молодёжи 1950-02, страница 26

/ ZXVSSACG

//

Инженер Г. ОСТРОУЖСШ

Каждый советский человек хорошо знает то время осени, когда миллионы наших тружеников сельского хозяйства вен* чают свой труд сдачей государству хлеба нового урожая.

Миллионы пудов зерна поступают на склады и элеваторы, становясь мощным резервом социалистической экономики. С этого момента забота о выращивании урожая и его уборке сменяется заботой о сохранении того огромного богатства, которое представляет собой государственный хлеб.

Ведь зерно —это живой организм. Оно дышит, то-есть поглощает кислород воздуха и выделяет углекислый газ, оно выделяет воду и тепло, расходуя при этом часть своего сухо-го вещества,

В некоторых условиях эти процессы протекают очень медленно, почти приостанавливаются. «Зерно находится в покое», — говорят в таких случаях биологи. В других условиях, напротив, зерно начинает усиленно дышать. Расход питательных веществ, заключенных <в нем, при этом возрастает в сотни и тысячи раз.

Тепла, выделяющегося при энергичном дыхании, иногда оказывается так много, что вся масса зерна нагревается до 70—90° С. Наступает так называемое самосогревание, которое губительным образом действует на зерно.

Зерно теряет всхожесть. Ухудшаются и его хлебопекарные качества.

Если самосогревание «е прекратить во-время, зерно может даже обуглиться, сгореть.

Ущерб, приносимый усиленным дыханием, не ограничивается только этим. Оно, как правило, служит причиной появления в зерне различных вредных микроорганизмов и насекомых.

Наука, сумевшая объяснить сущность процессов, протекающих -в зерне, смогла дать ответ и на вопрос о том, как подготовить зерно к хранению, как предупредить самосогревание, как, наконец, приостановить его, если оно началось.

Эти указания науки лежат в основе большой и важной работы заготовителей зерна, призванных принять и хранить величайшее народное богатство — государственный хлеб.

Что же говорит наука?

Передовая советская агробиологическая наука учит: в природе существует единство организма и условий, необходимых для его жизни.

Значит, изменяя эти условия, можно воздействовать на жизнедеятельность зерна в нужную нам сторону, создавать такие условия хранения зерна, которые способствовали бы затиханию в нем жизненных процессов и помогали бы ему сохранять нужные качества.

Советские ученые уже много лет ведут большую исследовательскую работу, чтобы дать а руки заготовителей наиболее совершенные методы ухода за зерном. В числе этих методов очистка зерна от семян сорняков и зеленых частей растений, служащих, как правило, очагами самосогревания зерна.

Однако самым действенным, самым важным видом обработки зерна является его сушка.

В только что убранном влажном зерне жизнедеятельные процессы, служащие, как мы уже знаем, причиной самосогревания, идут очень энергично.

Известно, что затормозить эти процессы можно простым путем — надо понизить влажность зерна, то-есть высушить его.

Обычно зерно, пришедшее с поля, содержит около 20ft/o влаги. Снизив влажность зерна до 13— 14*/о, можно добиться того, что оно почти полностью прекратит дыхание и перейдет в состояние покоя. Следовательно, потери сухого вещества зерна резко сократятся, опасность губительного самосогревания будет предотвращена.

Сушка зерна полезна еще и потому, что она обеззараживает хлеб, убивает амбарных вредителей.

Наконец просушенное зерно обладает и еще одним важным достоинством — оно легче поддастся переработке, помолу. А это ведет к значительному повышению производительности мельниц. В два раза, например, легче перемолоть предварительно просушенную пшеницу, нежели пшеницу, в зернах которой содержится 20% влаги.

Многостороннее, благотворное действие сушки на качест

24

7>ис. В. ФИЛАТОВА

ва и свойства зерна известно стало, конечно, не в последнее время.

Издавна зерно просушивалось или в поле, в снопах, или на току, после обмолота. В качестве источника тепла чаще всего использовались солнечные лучи.

Но естественная сушка —очень трудоемкое дело. Зерно, рассыпанное на току, надо вручную перелопачивать через каждые полчаса-час. А чтобы снизить влажность только на 3%, нужно затратить 3—4 дня. Само собой понятно к тому же, что естественная сушка возможна только при солнечной погоде.

А осенней порой солнце не частый гость. Только на юго-востоке нашей страны, где и осенью теплых солнечных дней немало, применение естественной сушки оправдывает себя. В большинстве же наших зерноводческих районов, дающих примерно три четверти всего урожая, осенью часто идут дожди. Зерно шступает с полей очень влажным, а сушить его на токах нельзя.

Правда, в прошлом в этих районах зерно сушили в ригах и овинах, обогреваемых печами. Но эти примитивные устройства плохо отвечали своему назначению. Часть зерна в них просто сгорала, часть же, напротив, оставалась такой же влажной, как и до сушки.

Ясно, что наше социалистическое сельское хозяйство, опирающееся на передовую советскую науку, на высокую механизацию труда, не могло примириться с такими несовершенными способами сушки зерна.

Чтобы дать нашему сельскому хозяйству производительные и в то же время простые способы сушки зерна, советские инженеры в содружестве с биологами давно уже занимаются разработкой конструкций зериосушильных установок.

Несколько конструкций отечественных зерносушилок было создано еще в довоенные годы. Но с особенным размахом развернулись творческие поиски рациональной конструкции зерносушилки после исторического постановления ЦК ВКП(б) «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период».

В постановлении специально было указано: «В целях устранения порчи урожая зерновых культур в восточных районах СССР, а также в районах нечерноземной полосы и Урала обеспечить строительство зерносушилок, крытых токов и навесов».

Постановление обратило особое внимание на необходимость в ближайшие же годы наладить производство подвижных зерносушилок и широко применить их для обработки зерна перед хранением.

Может возникнуть вопрос: чем объяснить особое внимание строительству передвижных зерносушилок? Чем они лучше стационарных, неподвижных?

Ответ мы получим, познакомившись с условиями, которым должна удовлетворять каждая зерносушилка.

Совершенно очевидно, что это должна быть высокопроизводительная установка, способная быстро, без задержки обработать большие массы зерна, предназначенного для просушки. Ведь иначе влажное зерно, прежде чем попасть в зерносушилку, будет подолгу пролеживать, а значит, портиться.

Но в таком случае зерносушилка сможет работать в году всего несколько дней. Это, конечно, экономически невыгодно.

Гораздо целесообразнее иметь в каждой зерноводческой области парк подвижных зерносушилок, каждая из которых может в короткий срок обслужить несколько колхозов или заготовительных пунктов.

С первого взгляда кажется, что выгоды в этом нет. Однако следует учесть, что время созревания урожая и уборки его различно не только для разных областей страны, но и для различных районов одной и той же области.

Как правило, северные районы приступают к уборке урожая на 3, б, а то и 7 дней позже, чем южные.

Естественно, что так же различны сроки поступления зерна на приемные пункты и элеваторы. Поэтому, перебрасывая отряды подвижных сушилок из колхоза в колхоз, из района в район, можно в течение долгого времени использовать их мощность.

Сразу же после опубликования исторического постановления ЦК ВКП(б) группа советских инженеров принялась за проектирование подвижной зерносушилки. В 1948 году после