Техника - молодёжи 1950-02, страница 23

Техника - молодёжи 1950-02, страница 23

поднимутся на ноги: для них ие существует ни больниц, ни врачей, ни лекарств, и оспа, от которой Европа уже освобождена, беспощадно ко. см людей и Африке.

Во всех углах земного шара капиталисты в погоне за прибылью хищнически используют детский труд- Отказывая в работе миллионам взрослых, они берут на работу детей. Часто ребенок является единственным кормильцем безработной семьи. Капиталисту удобнее эксплоатировать ребенка, неспособного бастовать и отстаивать свои права. Платят детям гроши, а часто и совсем ничего ие платят, ограничиваясь для вида кро. хотной придачей к заработной плате родителей, работающих на этом же предприятии.

Описывая мрачную картину эксплоатации детей в Англии, Карл Маркс писал, что в два, три, четыре часа утра девяти-десятилетних детей отрывают от сна в их грязных кроватях и принуждают за одно только содержание работать до 10, II или 12 часов вечера. Их спины горбятся, черты их лица тупеют, и весь вид их ужасен.

Так было семь десятилетий назад, в годы расцвета капитализма. Теперь положение детей трудящихся в капиталистических странах стало еще хуже.

В той же самой Англии, в два часа ночи, когда детям давно уже пора спать, вы можете увидеть, как они толпами бегут к пристани для разгрузки прибывающих рыболовецких судов. Жалкие гроши получают они за этот тяжелый труд.

В африканских колониях Англии и Франции, по свидетельству французской газеты «Авангард», вооруженные полицейские с собаками устраивают ночные облавы на детей. Ничем не провинившихся маленьких каторжников закованными гонят плетыо на работы и держат в лагерях за • колючей проволокой. Они работают по 10—14 часов в сутки, с получасовым перерывом на обед, состоящий из горсти холодного риса и сырой воды. За малейшую провинность над. смотрщики жестоко избивают детей, но в тюрьму не сажают, так как, по циничному заявлению губернатора Танга. найки Лэма, «африканцам в тюрьме жилось бы лучше, чем дома».

В Индии закон запрещает использовать труд детей на производстве. Однако это толь» ко на бумаге.

Сплошь и рядом четырехлетние индийские малыши занимаются очисткой канализации, потому что только их маленькие тела могут пролезть в узкие отверстия зловонных сточных труб.

Шестилетние мальчики работают на кожевенных заводах. Босыми ногами они разминают шкуры, мокнущие в едких химических растворах, которые

На улицах больших городов колониальных стран можно встретить много беспризорных детей, живущих подаянием. Многие из них умирают от холода и голода. На снимке: мальчик-сирота спит на тротуаре.

разъедают кожу человека. За свой каторжный труд дети получают 3—4 ан-на, дающие возможность купить одну тарелку супа.

Дорогие иранские ковры стоят жизни их маленьким, вечно голодным мастерицам, с четырехлетнего возраста работающим по десяти часов в сутки.

На рисовых плантациях иранских помещиков по колено в воде работают дети-батраки. Их худые лица желты от лихорадки; для них нет врачей, и лекарства сюда ие доходят.

Этот снимок взят из газеты «Нью-Йорк Джорнэл энд Америкзн». Безработные Рей и Люсиль Шалифу решились ради спасения своих малышей от голодной смерти на последнее средство — на продажу своих детей. На плакате надпись: «Продаются 4 ребенка, справиться здесь».

Журналист, посети в-ший во времена хозяйничания гоминдановцев один шанхайский завод, говорил, что ему показалось, будто он попал в школу — так много там работало детей. Характерно, что все машины на этом заводе были специально сделаны под рост детей на американских заводах.

В самой Америке до сих пор нет закона, запрещающего использовать труд детей. Хозяева предприятий обращаются там к директорам школ с просьбой прислать им работников; и школьники оказываются на заводах Детройта и Чикаго, в лахтах Пенсильвании и Огайо, на фабриках Тсиесси, на хлопковых плантациях Техаса.

От зари до зари работают егми - восьмилетние батраки иа полях. Школу они посещают лишь 2—4 месяца в готу, когда нет работы на плантациях. Так проходят годы.

Но как только этим батракам исполняется 16 лет и они получают право на зарплату взрослого рабочего, их рассчитывают, а на их место берут более молодых.

В Италии, в сицилийских копях, где добывают исключительно вредные для здоровья сернокислые соли, 20 процентов рабочих составляют двенадцатилетние дети. В кромешной тьме, задыхаясь от острых испарений, тащат они тяжелый груз из недр земли на поверхность. 2 тысячи ступенек вверх и столько же вниз. Дети здесь зарабатывают скудное пропитание, искривленный позвоночник, плоские ступай и туберкулез.

В свинцовых рудниках Сч1р-динии дети работают в ледяной стоячей воче, в которой они промывают минералы. Здесь прибавка к скудной плате — ревматизм и свинцовая болезнь. >

Но капиталистов не удовлетворяет даже и то, что они могут жестоко эксплоатировать' детский труд, — они хотят иметь безвольного, послушного раба, принадлежащего им безраздельно.

На одной из шумных улиц в дверях первого этажа вы видите четверых детей. Над ними прибита дощечка; «Продаются дети». Это американские безработные Рей и Люсиль Шалифу решились на последнее средство спасения своих малышей от голодной смерти.

Существуют в Америке и специальные агентства, скупающие детей у бедных матерей и перепродающие свой «товар».

Позорная торговля детьми приняла не только в США, но и во всех капиталистических сгранах грандиозные размеры.

Французский журналист, посетивший одну из ткацких фабрик Туниса, с возмущением писал: «В XX веке я видел рабынь — это были девочки 6—8 лет. Они с утра сидят в душной, пыльной комнате перед корзиной и перебирают

21