Техника - молодёжи 1950-03, страница 19

Техника - молодёжи 1950-03, страница 19

связывали просторные корпуса комбината между собою в единое целое.

Сложные химические реакции совершались в установках комбината. Сотни и тысячи тонн вещества участвовали едино* временно в этих процессах.

Комбинат вбирал в себя уголь, непрерывно поступавший из-под земли. И уголь —это сырье комбината — после ряда сложнейших процессов превращался в искусственный бензин и газ, в удобрения и краски, в лекарства и пластмассы, в смазочные масла и консервирующие вещества, наконец в кокс и дорожные асфальты.

Ничего не пропадало в этой титанической лаборатории, раскинувшейся на десятки квадратных километров, окруженной заснеженными массивами лесов, оплетенной сетью железных к асфальтовых дорог.

Демин с законным чувством гордости смотрел на меня:

— Сегодня я покажу вам корни этого предприятия. Они глубоко уходят в землю, гораздо глубже, чем вы это себе представляете. Именно на широчайшей механизации всех подземных работ построена четкая работа всего комбината. Идемте прямо к пассажирскому подъемнику: он спустит нас под землю.

Мы вошли в чистое, светлое помещение станции. Несколько человек ожидали подъемника.

— Шахтеры, — пояснил мне Демин. — Не удивляйтесь тому, что они не в спецодежде. Раздевалки и душевые помещения перенесены под землю. Да многие из шахтеров и не нуждаются теперь в спецовках.

Просторный подъемник, озаренный лампами дневного света, неслышно пошел вниз. За стеклом поплыли белые стены.

Помещение, в которое мы через несколько мгновений вышли, чем-то удивительно напоминало мне станции метро.

Море дневного света, светлые, покрытые изразцовой плиткой стены, простор и колонны, придающие подземному залу удивительную легкость.

Из этого помещения в разные стороны, как лучи, расходились радиальные коридоры. Мы пошли по одному из них.

— Я проведу вас на ближайший рабочий участок, чтобы вы воочию могли убедиться в четкости работы под землей, — обратился ко мне Демин.— Начальником этого участка работает мой товарищ по институту. Он прекрасно знает производство и много поработал над его механизацией. Он в диспетчерской, пойдемте туда.

Кстати, несколько слов о прокладке горизонтальных штреков, по одному из которых мы сейчас двигаемся. За последние годы мы широко применяем здесь гидромеханизацию. Она удивительно упростила проходку, а замкнутый цикл движения воды устранил опасность затопления. При этом методе проходки мощные гидромониторы размывают горную породу струей воды давлением в десятки атмосфер. Образующаяся грязевая жижа — пульпа — выкачивается на поверхность специальными грязевыми насосами. Вода после отстаивания вновь подается насосами в гидромониторы. За ними движется подземный щит, крепящий породу. При слабых грунтах мы с помощью воды проходим в день несколько десятков метров штрека полного сечения. Проходим при минимальной затрате человеческой энергий.

Мы повернули в сторону от главного коридора и минут десять шли по бетонированной дорожке штрека, озаренные лучами газосветных ламп, не встретив по дороге ни одного человека.

Наконец Демин открыл боковую дверь и пригласил меня войти в помещение диспетчерского поста.

В помещении находились трое—один диспетчер и два механика,— крепкие ребята, одетые в плотные спецовки. Шах-

• •

терские шлемы, сумки с инструментом и приборами, маленькие рации лежали на полке.

Демин нас познакомил.

— Весь участок мы обслуживаем втроем, — пояснил мне диспетчер. — Чтобы вы поняли, как это осуществляется, взгля. ните на схему работы участка— она здесь, на экране.

Светящиеся точки и линии составляли четкий рисунок.

В каждой лаве работал угольный комбайн. Точно установленный и тщательно отрегулированный, он врезался своими режущими механизмами в угольный пласт, отрубая от него широкую полосу угля, дробя ее на отдельные куски и нагружая их на транспортер. Все это осуществлялось без вмешательства человека, даже больше — без его присутствия. Медленно двигался вперед тяжелый механизм, передавая в диспетчерскую сигналы о ходе своей работы: скорости движе. ния, загруженности транспорте, ра, перемещении угля <на главный транспортер, объединяющий ряд угольных комбайнов.

При своем продвижении комбайн оставляет за собой свободное пространство выработанного угля, над которым находятся мощные пласты горных пород. Крепление свода осуществлялось также автоматически. Специальный механический щит, ползущий за комбайном, сразу же подводится под освободившуюся часть овода.

А уголь все бежит и бежит из-под режущих ножей комбайна. С транспортера на транспортер пересыпается он. Й вот