Техника - молодёжи 1950-08, страница 21

Техника - молодёжи 1950-08, страница 21

f«, JU'"*I— s- « ^' L-

(Окончание l)

"" Mnmenep JВ. ДМИТРИЕВ

ГЛАВА СЕДЬМАЯ, В КОТОРОЙ ЧИТАТЕЛЬ ПОСЕТИТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДИСПЕТЧЕРСКУЮ СТАНЦИЮ

Вот уже несколько дней, как, прибыв из столицы, я поселился в уютном доме на окраине нового колхозного города, который всего лишь два года тому назад заложили в центре вновь осваиваемого района некогда пустовавшей Голодной степи.

Спланированный по образцу лучших колхозных городов, город этот в первый же день поразил меня продуманностью своей планировки и архитектуры. Здесь все было приспособлено для удовлетворения нужд живущих в нем людей.

Прямые, лучеобразно расходившиеся улицы были как бы связаны в единый узел центральной площадью. Ее украшали многоэтажные административные дома, магазины, клуб и театр. Небольшие, но прекрасно оборудованные жилые дома размещались на богато озелененных участках. Участки эти перемежались общественными парками, спортивными площадками и даже небольшим озером — купальней. Дом, в кото» ром я жил у своего друга, селекционера-хлопковода Ход-жаева, ничем не отличался по своим удобствам от моей московской квартиры.

Здесь было все: и установка для кондиционирования воздуха, и небольшой холодильник хозяйственного назначения, н горячая вода, и прекрасный крухшозкраиный телевизор, принимавший цветные передачи, транслируемые из Ташкент

С помощью городского радиотелецентра я мог всегда разговаривать по домашнему телефону с абонентом любого города Союза, всматриваясь в лицо дорогих мне людей, неизменно появлявшихся передо мною на небольшом экране аппарата.

С другой стороны, здесь все было не как в большом городе, все было ближе к природе, ближе к тому огромному сельскохозяйственному производству, центром которого этот город я&яялсй и которое незримо и постоянно чувствовалось здесь.

Вокруг города на десятки километров простирались просторы плодородной земли, отвоеванной у пустыни и превращенной в бескрайные поля хлопка.

— Мы здесь выращиваем такие сорта хлопчатника, — говорил мне Ходжа ев, — которые можно поставить в пример многой другим нашим южным хозяйствам. Я уже не говорю об особо длинноволокнистом хлопчатнике, выведенном нами путем многолетней селекционной работы. Нам удалось создать хлопок с разноцветным волокном: голубым, розовым, красным, синим и даже лиловым. Мы добились небывалых урожаев некоторых сортов.

Но основное, чем мы можем, пожалуй, гордиться, это хорошо налаженная автоматизация управления всем нашим хозяйством»

— Автоматизация? — переспросил я его. — Да ведь это все ж такя ближе к производству, чем к сельскому хозяйству...

— Вот именно эту автоматизацию я вам и покажу сегодня. Мы поедем на диспетчерскую станцию. Собирайтесь?..

J Начало см. в ШЬ 1—4 и 6.

Ри$* Но КОЛЬЧИЦКОГО

Издали здание агродиспетчерской станции показалось мяе очень высоким. Удаленное на несколько десятков километров от города, оно возвышалось над морем зелени подобно стеклянному утесу, у подножья которого неслышно плескалась волнами листва эвкалиптов и платанов.

Солнце стояло в зените. Почти вертикально бросало оно свои жаркие лучи с безоблачного кеба на легкий купол нашего вездехода, защищавший нас от палящего солнца.

Включив установку искусственною климата, я почувствовал приятную прохладу, постепенно заполнившую кабину вездехода.

Мы мчались по узкой грунтовой дороге, проложенной между хлопковыми полями, казалось, нацелившись радиатором машины на упершийся в небо ориентир диспетчерской шш. Блестящий параболоид гелиоустановки, подобный опрокинутому зонту, был укреплен на самой вершине крыши здания.

Не выпуская руля, мой сосед, Молодой узбек в пестрой тюбетейке, повернулся ко мне и громко рассмеялся:

— Самый разгар лета, а мы как в зиму въехали... Смотри-те, не простудитесь!..

Ответив на его шутку улыбкой, я принялся внимательно рассматривать выраставшее у нас перед глазами здание.

Если бы не гелиопараболоид, придававший постройке несколько фантастический облик, помещение можно было бы сравнить со стеклянным залом управления какого-нибудь аэропорта. Это впечатление подчеркивали два вертолёта, казалось, неподвижно висевшие в знойном воздухе недалеко от стеклянной крыши станции. Все окружающее здание пространство, куда только достигал глаз, было затянуто зеленым ковром, над которым через равные промежутки возвышались прозрачные крыльчатки ветроустаковок. Укрепленные иа легких решетчатых фермах, они напоминали необыкновенные цветы, тянувшие к солнцу свои прозрачные венчики.

— Несколько лет тому назад весь этот район не имел ни одного зеленого кустика, — продолжал мой сосед. — Теперь вы сами видите, что может сделать подземная река, если т вывести на поверхность.

Товарищ мой был совершенно прав. Я приехал сюда именно затем, чтобы лично ознакомиться с новым агрорайшом, недавно отвоеванным у пустыни.

Веками люди считали, что в этом районе пустыни коды нет, А вода текла под землей на глубине нескольких метров, совсем рядом с раскаленной поверхностью плодородной,, но обезвоженной почвы.

И эта «очва теперь была обводнена. Сотни юетронасооиых установок подняли воду подземной реки на поверхность,, Под действием горячих ветров день и ночь вращались крыльчатки, выкаливая из артезианских глубин многие тысяча кубометров воды. Сегодня мне предстояло ознакомиться с наиболее совершенным автоматическим управлением обводнения крупнейшего хлопководческого района»

Думая об этом, я даже не заметил, как мы подъехали к диспетчерской.

Мы вошли в вестибюль красивого здания, и я сразу жй почувствовал, что и здесь, в доме, был создан искусственный климат. Влажная прохлада заполняла все помещение. Вероятно, искусственный климат создавался установленной на крыше гелиомаяшной, преобразовывавшей солнечную теплоту с

19