Техника - молодёжи 1950-10, страница 21

Техника - молодёжи 1950-10, страница 21

(Из американских впечатлений советского инженера)

Инженер С. НАПАЛКОВ

(г. Ленинград)

Американская реклама славится своей крикливостью. Она кричит с красочных страниц журналов, с витрин магазинов, она вопит из репродукторов и пляшет тысячами световых надписей над улицами городов Америки и мар-ШАЛЛизованных стран.

Если поверить хотя бы десятой доле того, о чем вещает американская реклама, то может и впрямь показаться, что рекламируемые вещи, начиная от патентованной зубочистки и до морских кораблей, есть верх совершенства — все сделано чудесно, рекордно, необыкновенно.

«Америка — страна чудес» — эту версию стараются изо всех сил внушить американские бизнесмены и их прислужники. Они пытаются загипнотизировать безудержной рекламой, забивая ею все — начиная от торговых объявлений и вплоть до толстых научных кмж и романов продажных борзописцев.

Мне недавно пришлось побывать в этой «стране чудес». И действительно, «чудес» техники пришлось повидать немало, но только совсем не того сорта, о которых крмчят реклама.

Как же обманчива внешность всего изготовляемого в этой стране!

...Капитан одного из советских судов попросил меня помочь в покупке радиолы.

В один из ближайших дней мы зашли в большой магазин на просторной Эме-рикен-авеню «Дикси рэдио знд теле-внжн». Полки были заставлены аппаратурой всевозможных типов. Неслышно ступая по ковру, подошел продавец.

Моих спутников заинтересовал небольшой портативный прибор, рассчитанный на комбинированное действие. Продавец немедленно пригласил иас в специальную звуконепроницаемую кабину и стал производить всевозможные переключения— с радиоприема на проигрывание пластинок и даже звукозапись на диски. Внешне аппарат выглядел празднично.

Я попросил продавца показать схему. Схемы не оказалось, были только обычные рекламные сведения. На просьбу отвинтить боковую панель продавец удивился: видимо, американские покупатели не часто обращались к нему с подобной просьбой, Но все же продавцу, несмотря на его неохоту, пришлось сходить за отверткой и вскрыть аппарат.

Мы заглянули внутрь и буквально отшатнулись, пораженные разительным контрастом между внутренним видом и нарядностью внешней отделки. На грубо согнутой алюминиевой панели были кое-как закреплены детали, Монтаж был выполнен небрежно. Некоторые детали, в частности проводники внутренней антенны, крепились шурупами непосредственно к дереву. Даже не искушенный в специальных технических вопросах капитан усмехнулся.

-MJO'V**.» «.'«Хм >

После нам пришлось основательно познакомиться с продукцией нескольких компаний, снабжающих радиоаппаратурой морской флот.

В навигационной аппаратуре компании «Арснэй» во время сдаточных испытаний многократно выходили из строя динамики, вмонтированные в приемники, отказывали многие детали.

В оборудовании, поставляемом «Ма-кей-Рэдио». портились реле, пробивались конденсаторы.

Здесь также эффектная покраска только скрывала внутренние грехи.

Наши недоуменные вопросы о причинах низкого качества американской продукции разрешил один пожилой американский инженер. Он сказал:

— Вы правы, мы могли бы выпускать замечательные вещи, а часто производим дрянь. Но это вина не людей труда. Выпустить скверный прибор стоит много дешевле, чем хороший. Сбыть его поможет внешний лоск, упаковка, реклама, искусная агентура. А если второй раз никто не купит? Что ж, можно изменить форму, отделку. Это тоже стоит дешевле.

— Значит, дело в коммерческом расчете? — спросили мы.

— О, йес! — ответил инженер. Это так!

Гиг. Л. СМЯХОНА

Много-много раз во время пребывания в Америке мне приходилось сталкиваться с этой характерной особенностью американской техники, о кото-рой рассказывал инженер.

Мне понадобилась простая вешь — мундштук для курения. В ближайшей аптеке я приобрел этот несложный предмет, изготовленный из красивой оранжевой пластмассы. Он приятно по-блескивал и с виду казался добротным. Но после второй или третьей сигареты отвратительный химический запах оповестил меня о непригодности этого красивого изделия.

В тот же вечер я снова заглянул в магазин и, отвергнув изящные оранжевые мундштучки, 'выбрал сразу пару других, подороже.

Но и с ними меня постигла неудача. Один мундштук почему-то крошился во рту, и мне пришлось его выбросить, другой от нагрева обугливался. Как-то я нечаянно уронил его на стальную палубу парохода, и... мундштучок, как стеклянный, разбился на мелкие части.

В другой раз мне пришлось ознакомиться с качеством пластмассовых бачков и ванночек, предназначенных для обработки фотонегативов. Несмотря на подробнейшую инструкцию с успокаивающей надписью «гарантия», эти сосуды через пять или шесть процедур посерели, а дно стало выщербливаться. На бачках и ванночках стояла марка: «Сделано в США».

При случае я посетовал агенту одной из фирм на плохое качество пластмасс. Тот молча пожал плечами и достал из кармана автоматическую ручку, «Ту ма-натз» (т.-е. два месяца), — произнес американец, показывая свое «вечное перо», выглядевшее очень странно. За два месяца употребления хромированный металлический колпачок потемнел, а пластмассовый корпус искривился, как будто он был слеплен из воска.

Признаться, я, уже не раз обжегшийся на приманках американской техники, все же и потом, несмотря на осторожность, вновь «опал вш роса к.

В Америке мне приходилось рано вставать. Решил купить будильник. В Лос-Анжелосе я приобрел «Джиль-берт аларм оклок», изящный будильни-чек обтекаемой формы с выпуклым стеклом н ярким, светящимся циферблатом. Эти часы имели гарантию на 90 дней и длинную инструкцию. Прослужили они около двух месяцев, после чего остановились.

Дальше я узнал и о более серьезных грехах разрекламированной американской техники.

Одна широко разрекламированная американская судоремонтная верфь взялась выполнить текущий ремонт нескольких наших небольших кораблей, прошедших тяжелый океанский путь.

19