Техника - молодёжи 1950-10, страница 24COMPTE RENDU *>ES SEAIVCES 0E L ACA»BMffi DBS SORMKl *Al*C Пи f* A0VtM|>,,> ^ M. Marin .Darhel aononce que M. Grekoff est parvenu & abtenir de$ images dzfiuerrtennti »ur daulres roeiaux que forgent, p*r cxerrtple sur cuUrfi «* *ur luiton. Urie autre decouverte, qui n'a plu* de rapport avec Ц photographic, dan* un rooyen dc transporter ou plutot de contre- prcuvtTsur une piaquK ии'шШуие, un desrm vu.unc gravurc, suns nuirc $ ci ('original, И J'obtenir tfn&uite, par une operation qui ne dure pas plus \ <jc vingt minuter, la gravurc civ destin omtrcprcurij ceUc gravurc on fetfoir & vulont^ CM relief «u en creux, et, <k 1'une on de i'autre fo-9 con, elie peut «ervir au ttoge de pfioieurs centafoe* dVpreuv**. Обложка номера журнала Французской академии наук or 16 ноября 1840 года и сообщение об изобретениях москвича Грекова, усовершенствовавшего• дагерротип, помещенное в этом журнале. Вот перевод этого сообщения; «Господин Ма-рин-Дарбель доложил, что гослодик Греков достиг получения дагерротипных изображений на других металлах; кроме серебра. например на меди и латуни»Л — гласит статья журнала, перелагающая сообщения Араго. В статье говорится также об уменьшении отсвечивания дагерротипных изображений и о других открытиях русского изобретателя. ных, изобретателей-фотографов, мы раскрываем новую интересную область творческого труда талантливых русских людей, имена которых по нраву должны занять подобающее им место в истории фотографии. ДАГЕРРОТИП У СОВЕРШЕН СТВОВ А И МОСКВИЧОМ ГРОМОВЫМ Способ дагерротипии состоял в следующем. В камеру-обскуру вставляли отполированную серебряную пластинку, очувствлеиную парами иода. От действия света слой йодистого серебра изменялся После этого пластинку держали в темном ящике над парами ртути. Появлялось изображение, которое закрепляли затем раствором серноватисто-кислого натрия, удалявшего остатки неизмененного (в тенях) йодистого серебра. Реклама, пущенная французскими журналистами касательно дагерротипа, сильно его приукрашивала. Дагерротипный рисунок на серебряной пластинке трудно было даже рассмотреть: зеркальный глянец отсвечивал на изображении. Рассматривать пластинку приходилось, держа ее под определенным углом к источнику света, да и в этом случае зачастую удавалось увидеть лишь часть изображения. Изображение на пластинке было непрочным, быстро стиралось. Пластинки накладного серебра, на которые снимали дагерротип, были дороги. Занятие светописью оказалось доступно немногим. Первые фотографы и исследователи во всех странах искали способов коренного усовершенствования дагерротипии: в первоначальном виде она оказалась неприменимой на практике. Решающих успехов достиг московский любитель светописи А. Греков. Но этого имени не найти ни в одной книге по фотографии! Открытие способа упрочения дагерротиштого изображения и уничтожение зеркального блеска приписано французскому физику Ипполиту Физо. Однако при самой скромной оценке трудов забытого москвича установлено, что если не раньше Физо, то одновременно с ним дагерротип усовершенствовал москвич Греков. Изготовление снимка на медной пластинке приписано парижскому фотографу Биссону, другие называют англичанина Тальбота. Документы свндетельс гвуют об ином: на год раньше, весной 1840 года, москвич Греков нашел способ получения «дешевого дагерротипа», и не только на меди, но также на латуни и других «доступных металлах». Эти русские открытия не прошли, конечно, незамеченными. Однако о русском имени старательно забыли тотчас же, как только нашлись другие имена... Но вот перед нами один из номеров петербургского журнала «Светопись» художника Оже за 1858 год. Лишь разрозненные номера этого редкого журнала уцелели в немногих книгохранилищах. Безыменный автор статьи об истории фотографии с уважением говорит о «нашем соотечественнике Грекове», он сообщает о Парижской академии наук, где обсуждали открытия Грекова в 1840 году. Поиски документов и сообщений печати ранних лет фотографии приводят к истоку события. Раскрывается обыкновенная история присвоения русского изобретения. Петербургская академия наук в начале 1839 года поручила следить за развитием светописи своему сотруднику Ю. Ф. Фрицше. Педантичный ученый точно выполнял указания начальства. Но, не умевший даже объясниться по-русски, со свойственным ему и его коллегам равнодушием ко всему русскому, он устремил свое внимание на Париж и Лондон. А тем временем в Москве настойчиво трудился талантливый изобретатель. С конца 1839 года, он делает одно за другим несколько замечательных открытий и усовершенствований. Петербургская академия наук проглядела труд москвича. Этим равнодушием воспользовался оказавшийся в Москве некий француз Марин-Дарбель. Он расспросил Грекова об его опытах, взял образец художественного дагерротипа, лишенного зеркального блеска, с прочным изображением, познакомился с другой новинкой; со снимками на меди и латуни; описал еще несколько успешных опытов безвестного москвича. Подробное донесение с образцом усовершенствованного дагерротипа отправляется в Париж, в Академию наук, к самому Араго, другу Дагерра, Тот осенью 1840 года докладывает во Французской академии об этом сообщении из Мосх-вы. В трудах академии печатают краткие сведения об открытиях Грекова. Но имя русского изобретателя вытесняется затем французскими именами. Его обходят молчанием. Кто же этот замечательный изобретатель Греков из Москвы? В изданиях 1840 и 1841 годов напечатано несколько его заметок о дагерротипии. Он первый в Москве фотограф, снимавший дагерротнпные поргреты и добившийся блестящих результатов по сокращению выдержки при съемке. Он знающий химик н искусный мастер, делающий (в 1840 году!) удачные опыты получения гравюрных оттисков с дагерротипа на бумагу (и об этом сообщил Марин-Дарбель в Париж) Он опытный оптик, первый занявшийся выпуском в России дагерротипных аппаратов с принадлежностями. Рабочая комната Грекова — это «лаборатория», «художественный кабинет», по словам писателя П, И. Шаликова, редактора газеты «Московские ведомости». В лаборатории А. Грекова, писал П. И. Шаликов, «мы видели новое доказательство русского ума... при новых опытах над магическим дагерротипом: что делается по способу изобретателя в полчаса и более, наш соотечественник то самое производит в 4 или 5 минут». О своем «дешевом дагерротипе» несколько раз пишет сам А. Греков в 1840 году. Раньше Физо он сообщает о найденном способе делать изображения прочными, «так, что их можно тереть рукою». Через год, делая примечания к переводной статье «Дагерротипное искусство в Вене», Греков снова ведет речь о своем простом «до невероятности» способе получать изображения на меди. Он подробно сообщает, что «возможность производить светописные изображения не только на меди, но почти на всех металлах замечена была мною гораздо прежде и подтверждена многими опытами)». Он упоминает и отчеты Парижской академии наук. Но эти слова в защиту его первенства в открытии не были услышаны не только в Париже, но и в Петербурге. Такова судьба открытий москвича Грекова. Имя талантливого изобретателя, • усовершенствовавшего дагерротип, должно занять свое место среди искателей путей фотографии в раннюю пору ее развития. СЕРГЕЙ ЛЕВИЦКИЙ ВВЕЛ В ФОТОГРАФИЮ ЭЛЕКТРИ ЧЕСТВО С приобретения у Грекова за 25 рублей ассигнациями да-герротипного аппарата начал свою более чем полувековую Камера с растягивающимся мехом (слева),--подобная камера впервые была изобретена в 1847 году С. Л. Левицким; справа-—камера для путешествий, сконструированная Д. П. Езучевским в середине 70-х годов., — это было большим достижением фотографической техники тех лет. 22
|