Техника - молодёжи 1950-10, страница 25деятельность замечательный русский фотограф Сергей Львович Левицкий (1819— 1898 гг.), двоюродный брат А. И. Герцена. Левицкий в 1839 году окончил юридический факультет Московского университета. Но его увлекала физика и химия, а больше всего дагерротипия и только что открытая русским ученым Якоби гальванопластика, Вскоре дагерротипия покоряет его окончательно. Он выписывает из Парижа новый аппарат и объектив, много трудится и достигает первых уснехоз. Два лучших снимка в 1843 году Левицкий посылает парижскому он гик у Шевалье, у которого приибрсл объектив. Восхищенный успехами русского покупателя, Шевалье, однако, по-своему распорядился плодом труда молодого фотографа из Петербурга. Он поместил эти два дагерротипа в своей витрине на Парижской выставке и получил за них медаль на свое имя. Это была первая в истории фотографии медаль за художественные снимки. Ранняя слава Левицкого бесчестно присвоена оптиком Шевалье! Левицкий с шуткой вспоминал впоследствии об этом эпизоде из своей молодости. Вскоре он сам стал знаменитостью, одним из лучших фотографов Европы, много лет работал в Париже, получал медали на выставках. В 1867 году Левицкий возвратился в Петербург и продолжал занятия фотографией на родине. Он прославился как искусный мастер портрета в пору мокроколлодиоиного способа фотографии, сменившего дагерротипию. Он создал замечательное собрание портретов знаменитых русских деятелей литературы и искусства (Тургенев, Некрасов, Глинка, Гончаров, Толстой и др.). Но деятельность его как изобретателя была оценена недостаточно. Между тем в фотографию он внес много интересного и ценного. Вряд ли кто из фотографов наших дней, готовя свой аппарат для съемки, знает, что первую складную камеру с растягивающимся мехом сконструировал русский фотограф Левицкий в 1847 году. Это нововведение было быстро подхвачено и привилось в фотографии. Левицкий первый ввел декоративные «фоны» при съемке портретов, получившие затем быстрое распространение во всех странах. Левицкому принадлежит первенство использования в художественной фотографин электрического света. Еще на заре светописи, в 1841 году, когда для съемки дагерротипа требовалась выдержка в десятки минут, Левицкий пытается применить электричество. Очевидно, наводят его па эту мысль занятия электричеством при гальванопластическнх опытах. Источником же света могла тогда служить дуга — изобретение русского физика В. В. Петрова. Успехи были слабые, но Левицкий не оставил опытов. В 1847 году в Париже он снова пытливо изучает свойства электричества и производит при электрическом свете съемки дагерротипных портретов, Выдержка длилась 16 минут, по тому времени это был успех. Так наш соотечественник еще в пору дагерротипии породнил электричество с фотографией. Но напрасно искать указание на первое применение электричества для съемки в 1841 или даже 1817 году. Всюду указан 1851 год. Историки фотографии упрямо приписывают это нововведение Обре, Миллеру, Леборну, только не Левицкому. И в последующие годы существенные достижения в применении электричества в фотографии, как показывают факты и документы, связаны с именем Левицкого. Он понимал, какие возможности открывает электричество перед фотографией. Мастерские фотографов тогда устраивались только в верхних этажах* В верхних этажах, где было больше света, помещали свои аппараты и ученые-фотографы. От капризов погоды зависел труд множества людей, применявших фотографию в искусстве, науке, полиграфическом деле. Газовое освещение не давало нужных результатов. Съемки при свете магния тоже не приводили к успеху. Левицкий внимательно следил за опытами своего соотечественника П. Н. Яблочкова. Когда на весь мир гремела слава «русского света», Левицкий в своем петербургском ателье ужи проводил новые опыты съемки при электричестве, изучал свойства различных углей для электрической дуги. Время выдержки ему удалось сократить до 15 секунд. Но вот в Мюнхене устраивается электрическая выставка. И на ней составляют протокол о неприменимости электрического света в художественной фотографии. Левицкий возмущен: несведущие люди судили явно по образцам плохой работы заграничных фотографов. Электричество нужно было защитить для фотографии. Он упорно трудится, и на элек трическую выЪтавку в Вене в 1884 году посылает свои экспонаты. Русский фотограф одержал победу. Он опроверг протокол Мюнхенской выставки. Левицкий не останавливается в своих исканиях. Он изучает возможность сочетания солнечмого света с электрическим. После многих опытов Левицкий выступил на страницах журнала «Фотограф» со статьей. Он рассказал, что перенес электрическое освещение в дневной павильон. Электрический свет нисколько не боится дневного! В соединении «двух светов», говорит Левицкий, мы «найдем критер<иум художественного освещения». Развитие фотографии оправдало слова Левицкого. Электрическое освещение либо заменило, либо дополнило солнечное во всех видах художественной и научной фотографии, а затем и в кинематографии. „ЗАГРАНИЧНЫЕ СБЫТЧИКИ'* И РУССКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ В 50-х годах прошлого века дагерротипия уступила место фотографированию на стеклянных пластинках. При приготовлении пластинок их обливали жидким коллодием— раствором пироксилина в смеси спирта с эфиром и иадистыми солями. Давали коллодию застыть, затем погружали пластинку в раствор ачзогно-кислого серебра,— коллодионный слой становился светочувствительным. Съемку производили на мокрых пластинках. Выдержка теперь исчислялась секундами и считанными минутами. После проявления и закрепления негатива с него печатали позитивное изображение на альбуминной бумаге. В пору мокроколлодиоиного способа большого расцвета достигла техника русской фотографии. По выражению одного деятеля фотографии, русские художники-фотографы тогда «обобрали золотые медали» на международных выставках. В технике фотографии успех дела решал колло-дион. Лучший пироксилин для мокроколлодиоиного светочувствительного слоя изготовлял, как уже говорилось выше, русский химик К. X. Манн. Его пироксилин никогда не давал пятен, слой на пластинке был ровным и прозрачным. Русский пироксилин был стоек и годами не терял своих отличных качеств. «Не было хорошего русского фотографа, который не готовил бы своего коллодиона на пироксилине Манна, —- вспоминал уже знакомый читателю С. Л. Левицкий эту пору, — и положительно ему русские фотографы обязаны тою уверенностью, тем постоянством в работе, теми отличными результатами, которые... поставили русскую фотографию на одно из видных мест». Многие русские химики-изобретатели, подобно К. X. Манну, пытались наладить отечественное производство химикатов, пластинок и бумаги, но встречали преступное равнодушие со стороны правящих кругов. Агентам же иностранных фирм позволялось беспрепятственно сбывать в стране всякий хлам. «Заграничным сбытчикам мы обязаны... что первая фабрика альбуминной бумаги в Петербурге уничтожалась от невозможности иметь сбыт товара», — писал журнал «Фотограф» в 1880 году. Производство сухой желатиновой эмульсии (которая пришла на смену мокрого коллодиона), «начатое впервые в России,— как отмечал другой фотографический журнал, — через несколько лет почти прекратилось вследствие неблагоприятных таможенных условий». Иностранные торговцы и дельцы пользовались полной свободой, они подрывали корни отечественного русского производства. Из числа конструкторов фотографических камер посчастливилось одному Д. «П. Езучевскому. Преподаватель физики московского кадетского корпуса Д. П. Езучевский, увлекшись конструированием фотографических аппаратов, вскоре всецело отдался этому делу. За четверть века своей деятельности он сконструировал много замечательных, оригинальных фотоаппаратов. В середине 70-х годов Езучевский опередил конструкторскую мысль других стран в создании портативной фотографической камеры для путешествий (см. рис. на стр. 22). Пластинки закладывались в нижней части камеры. Когда фотограф по матовому стеклу заканчивал наведение изображения на фокус, он закрывал заднюю откидную стенку и с помощью кремальеров поднимал очередную пластинку; пластинка отодвигала матовое стекло и занимала его место. С. Л. Левицкий —изобретатель первой камеры с растягивающимся мехом; ему принадлежит также первенство применения электрического света в художественной фотографии. 23 |