Техника - молодёжи 1950-10, страница 23

Техника - молодёжи 1950-10, страница 23

С. МОРОЗОВ

Рис. В. ФИЛАТОВА

С оздаНие фотографической техники — это последовательный ряд открытий, сделанных учеными и изобретателями многих стран.

Камера-обскура, рисующая изображения при помощи двояковыпуклого стекла, была известна с давних веков. Светочувствительные вещества найдены задолго до 1839 года — официальной даты открытия фотографии. Так, в XVIII веке А. П. Бестужев (1693—1766), исследуя соль окиси железа» открыл способность этой соли обесцвечиваться на свету. В том же столетии немец Шульце обнаружил светочувствительные свойства хлористого и азотнокислого серебра. Позже были изучены подобные же свойства бромистого, иодистого серебра и других веществ.

В 20-х и 30-х годах прошлого века шли поиски способа закрепления изображений, даваемых камерой-обскурой.

Завершение открытия фотографии связано с несколькими именами, но первоначальная слава досталась одному, не самому ученому из этих людей, но самому ловкому: французу Дагерру.

Неприятное впечатление производит пространная переписка Дагерра с его компаньоном Ньепсом. Забота о личном благополучии, о наживе руководила этими ограниченными людьми с идеалами рантье.

У Ньепса солиднее знания, но у Дагерра крепче хватка. Настойчивый и хитрый, Дагерр уговаривает своего компаньона вычеркнуть из договора, составленного между ними, слово гелиография, как было первоначально названо изобретение. Эта хитрость пригодилась Дагерру! Ньепс умер, не завершив труда Едва высохли чернила в письмах со словами скорби» Дагерр уже обводит недалекого наследника умершего Ньепса и заявляет во всеуслышание: «Я окрестил свой (!) процесс дагерротипией». Теперь о Дагерре кричат журналы, его восхваляет сам Араго, ученый, оратор, постоянный докладчик в Парижской академии наук.

Он, Дагерр, восклицают журналы, «составил особого рода черный лак. Этот лак накладывается на какую-нибудь доску (I), доску выставляют на свет, и тотчас, что бы ни отражалось на доске: земля или небо, вода текущая или церковь, вершина которой теряется в облаках (1), камень мостовой или едва заметная песчинка... в ту же минуту изображается все».

Реклама достигла цели: с помощью Араго Дагерр .добивается крупной ренты от государства и только тогда разрешает опубликовать секрет проявления и закрепления на серебряной пластинке изображения, получаемого камерой-обскурой.

«Дагерр, наследник секретов покойного своего товарища Ньепса, хотел сделать выгодную спекуляцию», — говорилось в одном из первых русских сообщений о «светописи» в журнале «Библиотека для чтения» 1839 года, в пору шумных успехов француза.

Людям, трезво оценивавшим действительное положение дела с «дагерротипией», было очевидно, что только труд многих ученых и изобретателей внесет в светопись коренные улучшения и сделает ее жизненной.

Вся последующая столетняя история фотографии — это длинная цепь замечательных открытий и изобретений, которые позволили фотографии приобрести такое важное значение во всех отраслях науки, техники, искусства и в общественной жизни.

Немало творческого труда, изобретательской мысли вложено в фотографию в первые же десятилетия ее развития русскими людьми. Но напрасно было бы искать имена многих из них в книгах иностранных историков фотографии. Только короткие упоминания о заслугах некоторых русских ученых и деятелей фотографии можно найти в этих изданиях.

Так, нельзя было обойти молчанием достижения русского химика К. X. Манна. В начале 50-х годов прошлого века" он опубликовал трактат о пироксилине — «взрывчатой вате», которая, будучи растворенной в смеси алкоголя с эфиром, давала коллодиои.

Мокроколлодионный способ, сменивший дагерротипию, был «в ходу примерно тридцать лет. И за это время никто, ни в

одной стране не изготовлял пироксилина лучше, чем русский химик К. X. Манн.

Всемирную известности получило имя ученого химика и фотографа В. Ф. Буринского, прославившегося в 90-х годах прошлого века работами по восстановлению ставших невидимыми письмен на древних документах. Его «цветоделитель-ный способ» получил широкое распространение в судебной фотографии и в приложении фотографии (ко многим йаукам 1

Можно узнать в книгах по истории фотографии о работах неутомимого и плодотворного деятеля русской фотографии В. И. Срезневского.

Не смогли историки фотографии замолчать и достижения талантливого русского конструктора фотоаппаратов Д. П. Езучевского, получившего не одну награду на русских и международных выставках за свои оригинальные камеры 1пу!я съемок во время путешествий и для моментальной фотографии.

Однако значение успехов русских изобретателей большинством историков фотографии преуменьшалось. Имена же многих фотографов-изобретателей и ученых вовсе даже не упоминались, а их открытия и изобретения беззастенчиво присваивались и выпускались под иностранными именами, под матжами заграничных фирм.

Поощряемые дворянско-бюрократическими правящими кругами царской России, раболепствуя перед «иностранными авторитетами», обходили молчанием достижения своих соотечественников и некоторые русские историки фотографии. Лишь в отдельных справочниках да в забытых фотографиче* ских журналах разбросаны упоминания о русских открытиях и изобретениях. Вчитываясь в скупые фразы сообщений и свидетельств современников, подходя к истокам мысли уче-

1 Статья о работах Е. Ф. Буринского была помещена в № 1 журнала «Техника — молодежи» за 1950 год.

Принцип фотографирования на металлических пластинках. Серебряную полированную пластинку подвергали действию паров иода и брома, в результате чего она покрывалась налетом иодистого и бромистого серебра. После экспонирования пластинки в камере-обскуре ее проявляли парами ртути, которые осаждались на местах, не подвергшихся действию света, образуя здесь серебряную амальгаму. Затем проявленную пластинку погружали в раствор хлористого натрия или гипосульфита — это было фиксирование: неизменённое йодистое и бромистое серебро растворялось. Позитивное изображение на дагерротипе было очень непрочно, и зеркальный блеск затруднял его рассматривание. Русский изобретатель А. Греков добился уничтожения зеркального отсвечивания и нашел способ получать прочное фотографическое изображение на медных и латунных пластинках:

21