Техника - молодёжи 1950-12, страница 30ленный сверху; у Ж. Верна — то же самое, только винтов поступательного движения два, а вертикального подъема— тридцать шесть. На «Альбатросе» Робура, как и в электролете Лодыгина, можно устанавливать лопасти верхних винтов под разными углами, чем (изменяется скорость движения, а сочетая вращение обоих типов винтов, придавать всему электролету любое направление движения — вверх и вниз, (вперед и назад, по диагонали и наклонной плоскости или задерживать аппарат неподвижно »в воздухе на нужной высоте. Как и аппарат Лодыгина, «Альбатрос» Po6vpa — электролет. «Йто — будущая наука, — восклицает романист, — быть может, наука завтрашнего дня». В следующем 1887 году вышло продолжение романа «Воздушный корабль»: «Властелин мира». С технической точки зрения новая конструкция Робура снова очень оригинальна: «Аппарат Властелина мира был приспособлен для четырех различных способов передвижения, — это одновременно был автомобиль, летательный снаряд, подводная лодка и надводное судно. Земля, вода, воздух... — всюду он мог передвигаться, и притом с какой силой, какой быстротой!» Конструкция эта не имеет себе прецедента -нигде на Западе. Но она и не является беспочвенной или случайной выдумкой знаменитого писателя. Новый аппарат Робура опять навеян одним из выдающихся достижений русской изобретательской мысли. Инженер П. Богословский в популярной русской военно-морской газете «Кронштадтский вестник» 12 января 1877 года писал про первую модель А. Ф. Можайского: «Аппарат при помощи своих двигательных снарядов не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полета аппарата изумительная; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении...» Богословский высказывает соображения, какие замечательные перспективы развертывает использование машины — полеты в неизведанные земли и т. д. Это была пока только модель, ио ее описание поразило воображение Жюля Верна. Он довольно точно развил сообщение и мысли П. Богословского в интересный роман. Характерно, что Ж. Верн называет аппарат Робура «Эпуванта» («Ужас»), очевидно, в прямой связи с замечанием Богословского о том, какой ужас может навести такой аппарат в случае войны. Разница в том, что «Эпуванта» являлась орнитоптером — аппаратом с машущими крыльями. Но рисунок французского художника Ру, иллюстратора Ж. Верна, почти точно воспроизводит рисунок с изображением другого русского изобретения — дирижабля О. Кос-товича с машущими крыльями. Надо заметить, что, впрочем, подлинная конструкция аппарата О. Костовича, как секретная, осталась неизвестной, — рисунок в русском журнале был сделан нарочито фантастическим... Роман Ж- Верна «Клавдий Бомбар-нак» (1892) интересен, как описывающий перспективы (для тех лет) русского железнодорожного строительства. Роман, вышедший на исходе XIX столетия, имел целью заглянуть вперед, повюДимому, лет на десять-пятнадцать. Главный герой повествования — Клавдий Бомбарнак, репортер парижской ежедневной газеты «XX век». Он едет из Тбилиси через море в закаспийский порт Узун-Ада, чтобы направиться дальше ® Пекин Великим среднеазиатским путем в комфортабельном, залитом Кандидат исторических наук В» И. ШЕВЧЕНКО Одним из видных представителей жанра научно-фантастической литературы был французский писатель прошлого века Жюль Верн. Тщательно продумывал он научную сторону своих произведений, знакомя в них читателя с уже достигнутыми успехами техники и науки, он стремился также логически правильно угадать и дальнейшее развитие проблемы. Интересно, что многие замечательные замыслы Ж- Верна навеяны достижениями русской научной и технической мысли. Иногда автор сам прямо говорит об этом в тексте; в других случаях это устанавливается тщательньш сличением дат и описаний. В 1872 году вышел роман Ж. Верна «Пятьсот миллионов бегумы». В финале романа производится выстрел из гигантской пушки. Но... снаряд пролетает мимо цели! Он никогда более не упадет на Землю: пушка оказалась сваренной из крепчайшей стали; она выдержала ужасающую силу взрывчатых газов и обеспечила снаряду скорость в 10 км в секунду... Эта скорость достаточна для того, чтобы снаряд превратился навсегда в искусственного спутника Земли, вторую крошечную Луну. Кто же, по Ж. Верну, создатель такой крепкой стали? В дневнике одного из героев романа мы находим: «10 ноября. Я в Городе Стали. В способе приготовления стали... выбор двух различных, сравнительно невысоких, температур для первого и второго накаливания — по правилам Чернова». И далее: «В этой точности и равномерности великая сила» Речь идет о нашем '.великом металлурге, основоположнике научного металловедения Д. К. Чернове, о его докладе, сделанном в апреле 1868 года в Русском техническом обществе -в Петербурге. Молодой инженер открыл «критические точки» накаливания. «Правила Чернова» обеспечивали высшие механические качества изделия. С тех лор как Обуховский завод, где служил Чернов, стал руководствоваться при обработке орудийных стволов указанными Черновым критическими точками, случаи разрывов пушек при испытаниях совершенно прекратились. Так открытие Чернова дало реальную научно-техническую базу фантазии французского романиста. В романе «Воздушный корабль, или Робур-Победитель» (1886) Ж. Верн показывает преимущество летающих аппаратов тяжелее воздуха — аэропланов, «аэронефов» — над аэростатами — воздушными шарами, наполненными тазами легче воздуха. В небольшом научно-историческом отступлении на этот раз русских имен нет. И все же мы и здесь видим явное влияние на писателя русской изобретательской мысли. Читая описание очень своеобразной конструкции электролета-геликоптера Робура, можно с уверенностью утверждать, что Ж. Верн использовал сообщение об аппарате А. Н. Лодыгина. В русской прессе сведения об аппарате Лодыгина были опубликованы в 1871 году в «Ремесленной газете». Еще в 1869 году изобретатель представил Главному инженерному управлению проект геликоптера с электрическим двигателем. В начале франкочпрусской войны Лодыгин передал чертежи своего электролета Французскому комитету национальной обороны. В 1870 году Лодыгин ездил лично во Францию, чтобы руководить постройкой аппарата, порученной заводам Шнейдера в Крезо. Об этом восторженно писала французская пресса. Но разгром Франции пруссаками следовал раньше завершения работ. И вот «Альбатрос» Робура в романе Ж. Верна чрезвычайно напоминает во всех основных чертах именно электролет Лодыгина, как он дан в описаниях Веерку: «Эпуванта» («Ужас») Робура (деталь рисунка худ. Ру). Слева рисунок дирижабля Костовича (изжурн. «Воздухоплаватель»t 1880 г.). газетных заметок. У Робура это длинная, хорошо обтекаемая лодка, острая спереди, полукруглая сзади; у Лодыгина—длинный, хорошо обтекаемый цилиндр с конусом спереди, полушарием сзади; у Лодыгина движение вперед осуществляет винт, укрепленный сзади, а подъем вверх—другой винт, установ- 28 |