Техника - молодёжи 1950-12, страница 7

Техника - молодёжи 1950-12, страница 7

учеными, что при заборе воды из Аму-Дарьи в Главный Туркменский канал будет поступать за год от двадцати пяти до пятидесяти миллионов кубометров наносного грунта.

Как же отделить столь огромное количество грунта от речной воды при поступлении ее в канал?

На модели видно, что та часть русла, которая отводит воду в канал, образует, как говорят, «карманный отстойних». Он делится на три камеры одинакового размера. (Их может быть и больше.) Каждая камера разбита по длине на четыре секции, образуемые донными галлереями. Наносы, которые поступают вместе с речной водой в эти камеры, осаждаются в них и систематически выбрасываются через галлереи, расположенные под дном камер, в основное русло реки.

Такой тип водозаборного узла разработан впервые, причем в двух вариантах: плотинный и бесплотинный. В иностранных конструкциях, даже в наиболее совершенных, как, например, в так называемых «индийском», «среднеизар-ском» и «эльсденовском» типах узла, имеются существенные недостатки. Вместе о речной водой эти узлы пропускают значительную часть наносов, и оросительный канал приходится систематически очищать.

Совсем иное будет у нас. Посмотрим действие будущего водозаборного узла на модели.

Вот включен мотор. Этот мотор приводит в движение насос, и вода из подземного резервуара поступает в напорный бак, установленный в лаборатории.

Через открытую задвижку чистая вода с шумом хлынула из бака и направилась к модели.

Доли секунды — н вода течет уже по руслу. Часть ее, отводимая в канал, попадает в камеры отстойника. Пока вода чистая, чисты и камеры отстойника. Но вот в воду добавили грунт, и вода стала грязной. Однако чем дальше идет вода гю камерам отстойника, тем светлее и чище она становится. Частицы наносов хотя и тяжелее воды, но при больших скоростях течения они уносятся водой. При некотором же замедлении движения, которое вызывается своеобразной конструкцией камеры, они начинают опускаться на дно.

...На дне камер уже скопился большой слой грунта. Необходимо камеры поочередно промыть. Раздается команда;

-г- Откройте первый щит донных гал-лерей! Второй! Третий!

Едва затих шум открываемых щитов, как под открытыми щитами в отверстия галлерей, которые проходят под дном камер и соединяются с основным руслом реки, вода самотеком под напором выносит в реку осевшие наносы. Это объясняется тем, что в донных гал-лереях образуются большие скорости с винтообразным движением воды. Создается как бы водоворот, который увлекает с собой частицы грунта. Весь труд человека сводится, таким образом, к поднятию щитов донных галлерей с помощью подъемных механизмов. И речная вода, пройдя через камеры, поступает в канал в очищенном виде.

Такова конструкция, предложенная советскими учеными, которая даст возможность регулировать и режим подачи воды и режим ее очистки от наносов.

Наносы состоят из крупных и мелких частиц. В то время как крупные частицы, например галька и песок, приносят только вред, засоряя головные сооружения и каналы, мелкие — скажем, речной ил — приносят большую пользу. Ил — прекрасное удобрение для полей. Известно, например, что ил нильских вод,

Общий вид модели головного сооружения канала, построенной во Всесоюзном институте гидротехники и мелиорации.

который поступает на поля, значительно способствует росту урожаев. Ил аму-дарьинских вод не только не уступает, но даже превосходит его по своим свойствам. Вот почему потребовалось разработать такую конструкцию водозаборного узла, которая, задерживая тяжелые — вредные — частицы наносов, свободно пропускала бы легкие — полезные. Подсчитано, что из двадцати пяти—• пятидесяти миллионов кубометров аму-дарьинских наносов не менее половины могут принести большую пользу вновь орошаемым землям. Новая конструкция позволяет полностью отделять вредные частицы от полезных

Мы попросили профессора Шаумяна рассказать, когда зародилась у него идея такого водозаборного узла и как он осуществил ее на практике.

— Много лет назад, — отвечал уче ъ

ODC

емая этой рекой, была очень несовер

уче-

- пришлось побывать мне на Аму-Дарье. Тогда оросительная сеть, пита-

ный, ■

шенна. Очищать каналы от наносов приходилось вручную.

Тогда-то и зародилась у меня мысль облегчить этот тяжелый труд, заставить силу течения воды работать за человека.

Постепенно я совершенствовал свои знания в этой области. Совместно с коллективом института мне пришлось упорно работать над проблемой борьбы с наносами. Руководствуясь трудами выдающихся отечественных ученых Николая Егоровича Жуковского и Мака-рия Васильевича Потапова, нам удалось найти правильное решение.

Воды Аму-Дарьи могут оживить много миллионов гектаров бесплодных земель. Однако используется этот крупнейший источник орошения пока мало. Свыше пятидесяти миллиардов кубических метров воды ежегодно без всякой пользы поступает -в Аральское море.

Более того: избыток аму-дарьинских вод, особенно во время половодья, способствует разрушению берегов и заболачиванию прибрежных участков.

Сооружение плотины и отвод воды в канал укротит Аму-Дарью и подчинит ее интересам народного хозяйства.

— Исторические постановления советского правительства о новых стройках коммунизма, — заключил профессор

Шаумян, — являются неоценимым вкладом в дело мира во всем мире. Каждый трудящийся нашей страны знает, что своим активным участием в этом гигантском строительстве он укрепляет фронт мира и демократии. И сознание того, что скромный труд нашего коллектива послужит делу мира, вызывает у нас чувство радостного удовлетворения.

Пройдет несколько лет, и новое величественное сооружение сталинской эпохи — Главный Туркменский канал Аму-Дарья — Красноводск — вступит в строй. На его трассе уже сейчас началась созидательная работа. Здесь трудятся и советские ученые.

Геологи, топографы, гидромелиораторы обследуют очертания старого русла Аму-Дарьи, уточняют карты, производят геодезическую съемку местности.

Ученые исследуют пробы почв различных участков, тщательно изучают трассу канала, чтобы при его сооружении укрепить берега и не допустить просачивания влаги в песчаный грунт.

Ученые не в первый раз приходят в Кара-Кумы. Еще задолго до Великой Октябрьской социалистической революции в этих местах побывали. Обручев, Муравьев, Ломакин и другие виднейшие русские исследователи. Они изучали возможности орошения бесплодных песков. Но в условиях дореволюционной России все их попытки обводнить пустыню не имели успеха.

Лишь в нашем социалистическом государстве оказалось возможным осуществление таких грандиозных строек, как Главный Туркменский канал.

Советские ученые помогут строителям возвести не только самый длинный, но и самый совершенный, самый красивый канал в мире.

Ученые нашей страны рука об руку с инженерами, рабочими и колхозниками трудятся над осуществлением одной из величайших строек сталинской эпохи.

Главный Туркменский канал направит воды Аму-Дарьи в ее древнее русло. И тогда бесплодные «Черные пески» — Кара-Кумы — превратятся в цветущий сад.

б