Техника - молодёжи 1951-02, страница 26

Техника - молодёжи 1951-02, страница 26

никла новая жизнь. Плодороднейшие земли стали огородной житницей Нижней Волги. Здесь выращиваются лучшие сорта субтропических и южных овощей.

Теперь уже я рассказываю старому рыбоводу о сказочном преобразовании Ахтубинской поймы, проплывающей у нас перед глазами.

Николаю Павловичу плыть с нами до самого Цимлянского водохранилища на Дону, куда он едет, чтобы помочь разведению там аральского шипа и ладожского рипуса. Эти легко приживающиеся породы пресноводных рыб стали промысловыми в новом море.

Мы попадем в Донское море через водяную лестницу шлюзов знаменитого Волго-Донского канала.

С верхней палубы глиссера нетрудно рассмотреть начало Волго-Донского канала, начинающегося в Сарептском затоне. Мы видим канал слева по ходу корабля, там, где далеко выступающий в реку полуостров защищает горловину канала от бурного течения и от весеннего ледохода на Волге. На самом краю полуострова возвышается монументальное сооружение — гранитный маяк. Он служит не только целям навигации. Помимо этого, он является величественным памятником исторических битв нашего народа, некогда происходивших на этой земле.

Героической теме посвящена вся архитектура великого водного пути, соединяющего воедино все моря европейской части нашей страны. Как некогда битва за Царицын — ныне Сталинград — явилась 'в период становления советской власти одним из решающих

сражений, так битва за Сталинград во время Великой Отечественной войны стала поворотным пунктом в разгроме фашизма.

Монументальные скульптуры, архитектурные ансамбли водных сооружений посвящены замечательным эпизодам этих величайших ев истории нашей страны битв.

От Сарептского затона мы плывем уже по трассе канала. Минуем долину разлившейся речки Сарпы, идем вдоль Сарпинских озер, а затем по долине балки Солянки.

Искусственный канал, по берегам которого раскинулись зеленые насаждения, цветущие кустарники и луга, иногда врезается в широкие водохранилища. От них отходят водозаборы для орошения прилегающих земель. Скользят рыбачьи лодки, спортивные яхты. Далеко расступаются в стороны берега канала, почти теряются у горизонта, чтобы вновь через некоторое время сойтись и выступить перед нами закованными в гранит и бетон.

Так мы подплываем к величайшей водяной лестнице, девять ступеней которой должны поднять вверх на 88 метров наше судно. Я вижу впереди не только чудо технического искусства, но одновременно и проявление художественного гения человека, — так красиво оформлены все сооружения канала.

Уже давно пассажиры высыпали на палубу. И те, кто впервые видит проходящие у нас перед глазами картины, уже не в силах сдержать возгласы восторга и удивления.

Сквозь раскрытые тяжелые металлические двери высотою не менее трехэтажного дома наш глиссер

входит в колоссальную бетонную коробку шлюза. Стены ее высоко нависают над нами, так что мы видим лишь синее небо над головою да на влажной глади стен цветные картины, нарисованные смелой рукой художника.

Медленно, с необыкновенной тор жественностью смыкаются стальгые створки шлюзовых ворот, закрывая последний выход из этой необыкновенной картинной галлереи, каждое полотно которой в десятки раз превышает размеры нашего далеко не маленького глиссера. Несколько кораблей покрупнее застыли в камере рядом с нами.

Диспетчер в стеклянном зале, высоко парящем над головным сооружением шлюза, дает сигнал к поднятию. Я не замечаю, как врывается вода в нашу камеру, но по тому, как медленно начинают подрезаться снизу светящиеся картины, нанесенные на стены шлюза, я понимаю, что вода прибывает и поднимает нас вверх.

— Водица-то днепровская, — поясняет мне штурман глиссера, веселый молодой парень. С ним я крепко сдружился в дороге. — Вся вода, с помощью которой происходит подъем судов, поступает в шлюзы из Днепра. Три мощные насосные станции сооружены на канале, они питаются электроэнергией от Цимлянской гидростанции, и каждая из них в состоянии перекачать в секунду сорок пять кубических метров воды.

— Да, это колоссальное количество, — согласился я, представив на мгновение, как в каждую секунду в канал подается объем воды, который свободно мог бы заполнить мою двадцатиметровую комнату.

Ив рыбонасоса непрерывной струей лился сверкающий поток рыбы...