Техника - молодёжи 1951-06, страница 39

Техника - молодёжи 1951-06, страница 39

всем иным, чем то, которое выражали профессора, тароватые на отметки, подлизывающиеся к студентам. Студенты по горькому опыту знали, что в трудные минуты, во время «студенческих историй», благодушные добрячки выдадут их с головой властям. Столетов же в правом деле всегда их поддержит, не побоится выступить на их защиту и против реакционеров в университетском совете, и против министерских чиновников, да и против самой охранки.

На первых же порах своей деятельности Столетов стяжал себе репутацию «беспокойного». Реакционная профессура тотчас же почувствовала в молодом преподавателе грозного, опасного противника, «молодые» же, так называли тогда оппозицию реакционному большинству, - Ф. А. Бредихин, А. Ю. Давыдов, Ф, А. Слуд-ский, А. П. Богданов и другие - с приходом Столетова увидели, что их полку прибыло.

ПЕРВАЯ РАБОТА

В первой научной работе Столетова, так же как и в его первом курсе лекций, речь шла об электричестве. Наука об электричестве, в создании которой запечатлелось столько русских имен, с неукротимой силой притягивала Столетова.

Все в этой науке, молодой, растущей, то и дело сталкивающейся с загадочными явлениями и обещающей так много дать технике, отвечало боевому, творческому духу Столетова. Она вся была устремлена в будущее, эта наука, о которой сам Столетов так хорошо сказал, что она позволяет нам «удовлетворять самым разнообразным потребностям, осуществлять самые фантастические затеи».

Свою диссертацию Столетов вынужден был посвятить чисто теоретическому исследованию — ведь лаборатории в университете попрежнему не было.

Темой для диссертации Столетов выбрал один из труднейших вопросов теории электричества, так называемую «общую задачу электростатики», над решением которой безуспешно билось множество ученых.

Чтобы понять, какие трудности стояли перед Столетовым, рассмотрим частный, наипростейший случай этой задачи, ограничившись рассмотрением двух взаимодействующих проводников.

Положим, что к незаряженному изолированному проводнику придвинут другой изолированный проводник, заряженный, например, положительно. Появление за

ряженного тела по соседству с незаряженным не пройдет для последнего незамеченным. Под электрическим действием заряженного тела незаряженный проводник сразу же зарядится. На ближайшей к заряженному проводнику стороне прежде нейтрального проводника появится отрицательный заряд, на противоположной стороне — заряд положительный.

Этим дело не окончится.

То обстоятельство, что вначале незаряженный проводник зарядился, не пройдет бесследно для того проводника, который своим электрическим действием породил на нем заряды. Вновь рожденные заряды своим действием заставят перераспределиться заряды на первом проводнике. Но и этим явление не окончится.

Раз заряды перераспределились на первом проводнике, значит действие этого проводника на заряды второго проводника станет иным. Произойдет перераспределение зарядов и на втором проводнике; это, в свою очередь, вызовет новое перераспределение на первом проводнике. Происходит нечто напоминающее сказку о белом бычке. Но история взаимодействия электрических зарядов имеет все же конец.

Каждое последующее распределение зарядов на проводниках будет все слабее и слабее. И, наконец, все успокоится, заряды придут в равновесие.

Как же окончательно распределятся заряды на проводниках? Для двух шаров задача была решена физиком Томсоном и геометром Морфи. Даже в простейшем своем виде задача оказалась необыкновенно сложной.

Столетов же задался целью найти распределение зарядов в случае взаимодействия любого произвольного количества проводников, имеющих любую форму.

Молодой ученый отлично видел трудности, которые ожидали его на этом пути. От введения каждого нового проводника задача непрерывно усложнялась. Ведь на любой из проводников действуют все остальные, а он, в свою очередь, действует на них. Взаимодействие между телами становится все запутаннее и запутаннее. Зимой 1868 года Столетов блистательно закончил свою магистерскую диссертацию. Взаимодействие между множеством проводников Столетов, показав виртуозное владение математическим анализом, сумел свести к сумме многочисленных взаимодействий между всего лишь двумя проводниками.

Первой же своей работой молодой ученый завоевал себе славу крупного авторитета в науке об электричестве.

(Продолжение следует)

Рисунки с лее о направо: 1) Припудривание плагтинки ровным слоем керамического порошка. 2) Заливка коллодием пластинки с диапозитивным изображением. 3) Перенос пленки на поверхность о азы В кружках схематическое изображение процессов. Цифрами обозначены: 1 — стекли; 2 — экспонировинная фотоэмульсия: 3 — керамический порошок; 4 — коллодий; 5 — поверхность вазы.

рамического порошка (окисью железа — суриком). В результате реакции, которая происходит при этом, участки пластинки, не освещенные при экспонировании, темнеют, освещенные остаются прозрачными.

Затем пластинку с полученным на ней диапозитивным изображением обливают коллодием, сушат и помещают в ванночку с водой. Когда пленка начинает отставать от стекла, ее подрезают с краев и осторожно переносят пинцетом на обезжиренную поверхность фарфора (коллодийным слоем кверху).

Теперь мокрой кисточкой убирают пятна, ненужные штрихи и делают осветление бликов.

После сушки изделие помещают в муфельную печь, в которой происходит сплавление глазури фарфора с окисью железа, а все инородные составы сгорают. Печь должна остывать медленно, тогда глазурь не деформируется и изображение прочно закрепляется на поверхности изделия.

HXt €p€tf*4pope

К расивые, изящные фарфоровые вазы, украшенные фотографиями, часто останавливают наше внимание. Но как производится фотографирование на фарфоре?

Съемку производят обычным способом. С негатива, полученного после проявления, делают диапозитив. Затем его копируют на стеклянную

пластинку, покрытую тонким слоем фотоэмульсии. Для этого диапозитив накладывают на пластинку и помещают на строго определенный промежуток времени в ярко освещенную камеру, где и происходит экспонирование.

При экспонировании светлые места диапозитива пропустят свет в большей или меньшей степени, темные его задержат. Пластинка же останется бледножелтого цвета. Ее посыпают теперь ровным слоем к е-