Техника - молодёжи 1951-11, страница 4

Техника - молодёжи 1951-11, страница 4

тростанций, каналов, шлюзов, плотин и прилегающих к ним промышленных и городских территорий.

Архитектура гидроэнергетических узлов отличается специфическими особенностями. Строительство их может неузнаваемо изменить лицо местности. Достаточно сказать, что если всю вынутую землю одной Куйбышевской ГЭС погрузить на железнодорожные поезда, то ими можно опоясать земной шар по экватору 4,5 раза.

Прекрасная обозреваемость станционных узлов, плотин, шлюзов, каналов, открытых распределительных устройств высокого напряжения, окруженных искусственным рельефом гигантских выемок и насыпей, придает особый характер всем этим сооружениям и требует органического сочетания их друг с другом, а также связи с природным ландшафтом.

Гидротехнические узлы — пример автоматически работающих промышленных комплексов. Различные варианты размещения их отдельных частей в соотношении с природными условиями позволяют архитектору подойти к решению задачи со всей многогранностью. Здесь должны сочетаться вопросы прочности, быстроты возведения сооружений, экономичности строительства, эксплуатационных удобств и красоты.

Поле деятельности архитектора здесь ответственно и разнообразно.

В истории советской архитектуры гидротехническое строительство сыграло большую прогрессивную роль. Волховская, Днепровская, Закавказская гидроэлектростанции, сооружения канала имени Москвы, гидроузлы в Угличе, Рыбинске и другие явились прообразами величественной архитектуры будущих гидроэнергетических сооружений.

Все достижения предыдущего опыта должны быть учтены. Перед зодчими стоит задача не только правильно запроектировать гидроузел, с тем чтобы постройки, были прочны, долговечны, дешевы, удобны, но и другая не менее важная задача: чтобы сооружения были красивы. При этом речь идет не о красоте «вообще», а о такой, которая своеобразным языком архитектуры отразила бы лучшие чувства патриотов нашей родины и соответствовала бы великим задачам строительства коммунизма. Чтобы решить эти проблемы, архитектор должен заглянуть вперед. Он должен образно представить работу, обстановку и внешний облик будущих сооружений во всем многообразии местных условий строительства, предусмотреть возможные изменения этих условий.

Чтобы эта картина грядущего была правдивой, убедительной, архитектор должен критически собрать и творчески переработать многочисленные предложения работающего с ним инженерного коллектива проектировщиков и, основываясь на достижениях предыдущего опыта гидростроительства, на достижениях

строительной науки, техники и искусства, сочетать в единую архитектурную систему все сооружения; входящие в состав гидроузла.

Только при этом условии можно прийти к полноценному идейно-художественному замыслу будущего сооружения, облик которого должен еще задолго до окончания проекта сложиться в голове архитектора в виде яркого образа, нарисованного его воображением.

В нашей прессе уже было рассказано об архитектурном оформлении величественного Волго-Донского канала, поэтому подробно останавливаться на нем мы не будем. Следует лишь отметить, что все сооружения этой замечательной стройки, которая завершится уже в будущем году, объединены единым архитектурным замыслом. Каждое отдельное сооружение подчиняется общему стилю. Этот стиль, в свою очередь, вбирает в себя лучшие черты русской классической архитектуры.

Обложка журнала и приведенные журналом иллюстрации дают некоторое представление о том, как будет выглядеть Волго-Дон — первенец строек коммунизма.

Мы же подробнее расскажем о том, какой будет самая мощная из волжских гидростанций — Куйбышевская ГЭС.

Попробуем мысленно перенестись через такой короткий промежуток времени, как 5—6 лет.

Мы на одном из мощных комфортабельных теплоходов Большой Волги, не имеющих равных себе в прошлом по конструкции и по архитектуре. В нем все проникнуто сталинской заботой о человеке.

Нет первого, второго, третьего классов, здесь все каюты обставлены чудесной мягкой мебелью. Кроме салонов, ресторанов, комнат игр, почты, телеграфа, фотолабораторий, на теплоходе предусмотрен солярий и бассейн для плавания.

Волны широкого Волжского моря высоко вздымаются, но изящное судно свободно режет взволнованную поверхность воды.

Среди группы пассажиров оживленный разговор о великой гидротехнической стройке, о преображенных берегах Волги. У одного из портов на берегу реки видны широко раскинувшиеся живописные кварталы нового, социалистического города, воздвигнутого в связи со строительством гидроузла. Кварталы, окаймляющие набережную, замкнуты величественным монументом, поднимающимся несокрушимым утесом, окруженным широкими сходами к реке. Еще издали мы узнаем в нем волнующий образ самого родного и близкого из людей, любимого товарища Сталина. Кажется, что

Ворота 14-го шлюза на Цимлянском водохранилище, представляющие собою массивные фундаментальные арки. Выполнен проект коллективом архитекторов под руководством действительною члена Академии архитектуры СССР Л. Полякова.