Техника - молодёжи 1952-03, страница 16

Техника - молодёжи 1952-03, страница 16

Вряд ли нужны комментарии к этим пессимистическим, далеким от науки рассуждениям. Они - яркий документ маразма буржуазной науки, которая ныне, как в самую мрачную эпоху средневековья, становится «служанкой богословия».

Всем этим «гипотезам» и «теориям» наша, советская наука противопоставляет свою, по сути дела первую в мире материалистическую, гипотезу, так называемую «теорию КИУ» профессора Московского университета Якова Петровича Терлецкого.

В эту теорию органической составной частью вошли и наблюдения академика Д. В. СкобельцыЬа, впервые двадцать пять лет назад увидевшего в ионизационной камере Вильсона следы космических частиц, и труд профессора Л. В. Мысовского, предложившего регистрировать быстрые частицы на фотопластинках с очень

толстым слоем чувствительной эмуль- _

сии. Эта теория была бы невозможна ^М"

без героических подъемов советских ■**"//

исследователей на высокие горы, без С v

исследований в глубине моря, под лЦ-

землей, на экваторе и вблизи полюса, ZZ^Wr —

без полетов стратостатов и шаров-зон- ^

дов высоко в стратосферу. Теория Терлецкого — это блистательное завершение огромного и самоотверженного труда большого коллектива советских физиков, посвятивших свой труд и вдохновение изучению космических лучей.

Двадцать лет назад на Я. П. Терлецкого сильнейшее впечатление произвела работа С. А. Богуславского «Пути электронов в электромагнитных полях». Книга эта в значительной степени определила творческий путь молодого ученого. Он заинтересовался новой тогда областью расщепления ядер и теорией ускорителей заряженных частиц.

Существовавшие в те годы высоковольтные установки для ускорения частиц были чрезвычайно громоздки. Затраты на их постройку были весьма значительны, а энергия разогнанных ими частиц не превышала 2—3 млн. электрон-вольт. «Королем» всех этих ионных пушек был так называемый

Вращение звезды сказывается на ее спектре. Линии спектра, рождаемые лучами от двигающихся по направлению к Земле участков звезды, сдвигаются в сторону фиолетового конца спектра, а линии света, излучаемого отдаляющимися участками, — в сторону красного конца. Вследствие смещения и справо и влево каждая линия спектра расширяется. Расширение линий в спектре звезд по большей части маскирует расщепление линий под действием магнитного поля звезды. Это расщепление можно обнаружить в том случае, если ось вращения звезды направлена на наблюдателя и расширение линий, вызываемое вращением звезды, не имеет места. Обнаружив такое расщепление, астрономы доказали, что звезды обладают сильным магнитным полем. Своими магнитными полями звезды разгоняют вылетающие из них атомные

частицы.

циклотрон, где заряженные частицы разгонялись при помощи переменного электрического поля. Но и циклотрон давал пучки протонов и ядер гелия и не позволял разгонять отрицательно заряженные электроны. А для экспериментаторов это было совершенно необходимо.

В 1940 году 29-летний Яков Петрович Терлецкий предложил разработанную им схему совершенно нового электронного ускорителя, названного бетатроном. В этом ускорителе не нужны были высокие напряжения, он был прост, портативен и дешев. Первый же построенный бетатрон разгонял электроны до энергии в 2Vs млн. электрон-вольт, хотя был так миниатюрен, что помещался на обычном лабораторном столе.

Сущность устройства бетатрона очень проста. Он напоминает обыкновенный трансформатор, в котором вторичная обмотка заменена изогнутой трубкой, идущей вокруг ярма, трубкой, в которой могут двигаться электрические заряды, например электроны, разгоняемые переменным магнитным потоком.

При движении по кругу внутри трубки бетатрона электроны при каждом обороте приобретают сравнительно небольшую энергию, всего лишь несколько электрон-вольт. Но, совершив несколько миллионов оборотов, электроны накапливают очень большую энергию. Трудность здесь заключается лишь в том, чтобы заставить частицу все время двигаться точно по кругу.

Это достигается тем, что электроны не только обращаются вокруг пространства с изменяющимся магнитным потоком, но и движутся в магнитном поле, образованном си\овыми линиями.

В настоящее время существуют бетатроны, дающие пучок частиц с энергией в 100 млн. электрон-вольт. Метод этот, как составная часть, вошел в схему ускорителей тяжелых частиц — синхротрона и фазотрона* разработанных советским физиком-теоретиком В. И. Векслером.

Когда-то римский ученый Плиний в своей «Естественной истории» утверждал, что все человеческие изобретения лишь украдены у природы. Открытие, например, огня он объяснил тем, что во время сильного ветра сучья деревьев трутся друг о друга и загораются, а человек, подсмотрев это, сам стал добывать огонь трением двух кусков дерева.

Эта философия человеческого ничтожества, несмотря на то, что со времен Плиния прошло две тысячи лет, до сих пор имеет хождение на буржуазном Западе. Но Терлецкий принадлежит к людям совсем другого склада — он советский ученый. И он смело приложил формулы расчета прибора, созданного чело

Когда источник звука начинает приближаться к нам, тон звука становится более высоким. 'Звуковые волны сгущаются в направлении движения источника, длина волны звука уменьшается. Подобный эффект имеет место и в световых явлениях. При приближении источника света длины световых волн как бы укорачиваются. Все линии в спектре света, излучаемого источником, с двигаются в сторону коротковолновой части спектра. При удалении же источника линии сдвигаются в обратную сторону, к красному концу спектра. Для того чтобы эти эффекты были заметны, скорость источника света должна быть чрезвычайно велика. Ведь скорость источника должна быть сравнима со скоростью распространения порождаемых им волн, — скорость же света, как известно, колоссальна.

Если источник света поместить в сильное магнитное поле, то в спектре этого источника появляются изменения. В простейшем случае каждая линия в спектре, рождаемая лучами, идущими перпендикулярно к магнитным силовым линиям, расщепляется на три линии, а если вести наблюдения за источником света вдоль магнитного поля, то обнаруживается расщепление Л1тий спектра на две составляющие. В большинстве случаев картина расщепления сложнее. Линии спектра распадаются на значительно большее число составляющих.

. «-—<1