Техника - молодёжи 1952-03, страница 17

Техника - молодёжи 1952-03, страница 17

веком, к космическому явлению, явлению совсем другого масштаба. Он как бы заставил природу учиться у людей.

Терлецкий предположил, что источником космических лучей могут быть своеобразные природные ускорители, своего рода «небесные бетатроны», где заряженные частицы разгоняются до высоких энергий в переменных магнитных полях. Именно поэтому он назвал эту теорию «теорией КИУ» — теорией космических индукционных ускорителей.

Земля и Солнце, рассуждал Терлецкий, представляют собою огромные магниты, у которых магнитные полюса не совпадают с осью вращения. Кроме того, на Солнце имеются наэлектризованные вихри — так называемые солнечные пятна. Естественно предположить наличие в нашей Галактике большого количества сильно намагниченных звезд, обладающих мощными «звездными пятнами». У всех этих космических объектов в окружающем пространстве должны индуктироваться протяженные электрические поля, ускоряющие заряженные частицы звездных атмосфер до сотен миллионов и даже миллиардов электрон-вольт.

Таков был первый набросок «теории КИУ», опубликованный в 1945 году. Но подлинная научная теория не застывшая догма, а живой, развивающийся организм. Она, опираясь на факты и обобщая их, подсказывает новые факты, она отбрасывает устаревшее и нежизненное и, обогащаясь новыми наблюдениями и сопоставлениями, победоносно движется вперед.

Первое предположение Я. П. Терлецкого о существовании сильно намагниченных звезд блестяще подтвердилось в 1947 году — всего лишь через два года после первой публикации ученого.

Еще великий русский физик П. Н. Лебедев предполагал, что всякое массивное и быстро вращающееся тело создает вокруг себя магнитное поле. Его последний опыт, прерванный смертью, состоял в том, что он пытался, измерить магнитное поле массивного кольца, которое вращалось со скоростью 35 тыс. об/мин.

Магнетизм Солнца был открыт и измерен еще при жизни Лебедева. Давно уже было известно, что раскаленные газы и пары, находящиеся в сильном магнитном поле, изменяют свой спектр. Спектральные линии расширяются и распадаются на несколько составляющих. По величине этого расщепления удалось измерить как общее магнитное поле Солнца, так и поле солнечных пятен. Но звезды, которые длже в самые сильные телескопы видны лишь как точкл, бережно хранили от ученых тайну своего магнетизма.

Для современной техники ядерной артиллерии вполне воз-можно создать искусственные космические лучи. На рисунке изображен вид гипотетической установки для равгона злемсн-тарных частиц до скоростей первичных космических частиц.

Темная туманность «Конская голова* в созвездии Орион. Магнитные поля таких туманностей, состоящих из космической пыли, искривляют пути первичных космических частиц и убыстряют их полет.

Пятнадцать лет назад академик Г. А. Шайн обнаружил, что спектральные линии некоторых звезд, так называемых ранних спектральных классов О, В и А, сильно расширены. Шайн истолковал это как свидетельство их быстрого вращения — ведь один край звезды приближается к нам, другой удаляется. При приближени * к нам источника света световые волны как бы укорачиваются и поэтому спектральные линии смещаются к фиолетовому концу, а при приближении сдвигаются к красному концу спектра. Этот-то так называемый принцип Допплера и раскрыл тайну вращения звезд: при одновременном сдвиге к обоим концам спектра мы наблюдаем расширение линий.

Однако некоторый процент звезд-белых гигантов — не обнаруживал подобного расширения. Лишь линии водорода и гелия имели необычную форму. Естественно было предположить, что это тоже быстровращаю-щиеся звезды, но их ось вращения направлена непосредственно на нас. А расширение отдельных линий имеет не допплеровский характер, а объясняется сильнейшими магнитными полями на этих небесных телах. Благодаря целому ряду сложнейших и остроумных приспособлений удалось довольно точно измерить их магнетизм. Напряженность его оказалась чрезвычайно высокой. Достаточно сказать, что если она у Земли равна 0,6 гаусса, а на полюсе Солнца дости-