Техника - молодёжи 1952-04, страница 19там вплоть до 1482 года. Флоренция того времени была не только крупнейшим центром текстильной промышленности. Здесь цвели науки и искусства, творили замечательные мыслители и художники. Перебравшись в Милан, Леонардо поступил на службу к правителю области Лудовико Моро. Он строил здания, укрепления, каналы, оро-- сительные сооружения, писал свою знаменитую картину «Тайная вечеря» и другие картины и занимался математикой и естествознанием. Начавшаяся. война с французами заставила Леонардо покинуть Милан. Он вернулся во Флоренцию, проектировал здесь шлюзование реки Арно, выдвигал другие технические проекты, продолжал естественнонаучные работы, написал портрет Джоконды — шедевр мировой живописи. Леонардо да Винчи — величайший живописец своего времени, оказавший глубокое влияние на развитие искусства во всем мире. Обаяние картин Леонарда в их реалистичности, в естественной грации фигур, в тонкой передаче оттенков настроения и мысли. Уже до Леонардо знали о перспективе, умели определять геометрические формы и размеры изображаемых предметов, указывающие^ на их расстояние от наблюдателя, но Леонардо первый передал перспективу танкой игрой света и теней, " подбором красок. Следует подчеркнуть глубокую связь эстетических взглядов Леонардо и его художественной практики с естественнонаучными, в особенности оптическими, идеями и наблюдениями. Когда рассматриваешь рукописи Леонардо, где наброски картин и архитектурные этюды перемежаются с чертежами новых машин, натурфилософскими заметками, анатомическими рисунками и математическими выкладками, поражаешься не только широте художественных, технических и научных интересов мыслителя, но и единству его принципов. Леонардо всюду выступает как противник старой, отжившей средневековой догматики и схоластических традиций, как поборник опытного исследования, изучения и изображения природы. Он с презрительным равнодушием обходит библейские легенды, саркастически издевается над теологами и со всей силой обрушивается на магию, астрологию и алхимию. Леонардо противопоставляет церковному авторитету и авторитету старых схоластических книг живую силу свободной человеческой мысли. Но мысль всесильна, когда она опирается на факты, на изучение самой природы, на опыт. Леонардо пишет: «Если ты скажешь, что науки, которые начинаются и кончаются в уме, обладают истиной, с этим нельзя согласиться. Это неверно по многим причинам и прежде всего потому, что в таких умственных рассуждениях не участвует опыт, без которого ничто не может утверждаться с достоверностью». В работах Леонардо можно явственно увидеть связь научного опыта с практикой, с производством. Опыт, который, по словам Леонардо, служит критерием достоверности, этот опыт включает практические знания конструкторов водяных колес и станков, знания архитек-—1т торов, горных инженеров, форти- 3 «Text ика-молодежи» № 4 фикаторов и т. д. С практикой связаны прежде всего идеи Леонардо в области механики: его высказывания о равновесии рычагов, статическом моменте, сложении и разложении сил, движении по наклонной плоскости. Опираясь на практику, Леонардо нашел центр тяжести пирамиды, высказал замечательные мысли о подвижных блоках (он теоретически исследовал блоки и системы блоков, исходя из понятия рычага), изучил коэфициен-ты трения. Теория рычага, учение о сопротивлении материалов и ряд других направлений механически восходят в своих истоках к творчеству Леонардо. Особенно важны фрагменты Леонардо о гидростатике и гидродинамике. Они говорят о законе сообщающихся сосудов, приближаются к закону Паскаля и устанавливают законы скорости течения воды. Леонардо принадлежат важнейшие открытия и идеи в оптике. Он провел глубоко прогрессивную аналогию между распространением света, с одной стороны, и звука — с другой. Не остановившись на этом, Леонардо в отрывке «О природе тепла» говорит о волнообразном распространении сил. Он набрасывает теорию волнообразного движения и подкрепляет ее своими наблюдениями над морскими волнами. В заметках о земле и ее недрах Леонардо подчеркивает значение воды и речных наносов в изменении очертаний морей. Сравнительно большие отрывки посвящены происхождению раковин, находимых вдали от моря. Леонардо доказывает, что там, где они найдены, раньше было морское дно. В своих биологических заметках Леонардо неоднократно подчеркивает связь между различными формами организма и даже о человеке говорит, как о «первом звере среди животных». В качестве темы трактата Леонардо намечает «Описание человека, которое охватывает и тех, кто почти подобного ему вида, — как павиан, обезьяна и многие другие». Леонардо принадлежат сравнительно подробные описания и рисунки, относящиеся к анатомии человека, и описание функций различных органов. Поразительны по точности его рисунки мышц и схема, показывающая движение рук и ног человека. Созданные Леонардо да Винчи проекты крупных гидротехнических сооружений, шлюзования рек, строительства Сортов, каналов и оросительных систем, и в еще большей степени промышленных механизмов, остались в большинстве случаев неиспользованными. Эти проекты перерастали возможности своего времени. Кроме того, постоянные войны препятствовали тогда мирному техническому прогрессу. Особенно много внимания Леонардо уделял гидротехнике. Середи- Научно-техническое наследство Леонардо да Винчи дошло до наших дней, запе-чатленное в эскизах, начертанных рукой гениального художника и ученого. На рисунках сверху вниз: изучение полета птиц, эскизы полета птиц, проект парашюта, проекты купольных церквей, проект машины для стрижки сукна, универсальный ключ, установка для сверления бревен, проект землечерпалки. «гСГОЧ |