Техника - молодёжи 1952-05, страница 32

Техника - молодёжи 1952-05, страница 32

СТОРИИ ТЕХНИК

Ed

Инженер Г. КОНОНЕНИО

Рис. А. КАТКОВСКОГО

История техники совсем еще молодая отрасль науки.

Но как увлекательны и широки ее перспективы! Здесь плодотворно скрестились пути исследователей: инженеров и историков, археологов и экономистов, ученых и литераторов. Бок о бок работают на этом поприще совсем еще юные студенты и убеленные сединами академики. Сама специфика этой науки определяет ее место и роль в системе других наук, ее метод. История техники вплотную примыкает к наукам естественным, техническим и общественным и занимает важное место в той острой идеологической борьбе за утверждение первенства нашей науки и техники, которую успешно ведут советские ученые.

Есть в этой молодой, развивающейся отрасли науки еще одна особенность, которая привлекает к ней симпатии молодежи. Это романтика поисков. Для пытливого, любознательного, не боящегося трудностей молодого ума — великое счастье искать, находить новые документы, факты, доказательства первенства русской техники в решении самых насущных и сложнейших проблем, над которыми в течение веков работали лучшие умы человечества, и делиться своими открытиями с народом.

В архивах, в музеях, в книгохранилищах, в археологических экспедициях идут напряженные поиски; и всякий, кто полюбил историю техники, неизбежно становится следопытом.

Успех следопыта определяют три условия. Во-первых, он должен определить цель своих поисков — хорошо знать, что он ищет и для чего ищет. Во-вторых, следопыту необходимо ясно видеть перед собой путь поисков, знать, где можно найти требуемый документ, предмет, факт или доказательство. В-третьих, следопыт должен научиться расшифровывать документы, систематизировать материал и делать научные выводы. Все это требует большого исследовательского опыта и глубоких знаний.

В этой статье мы расскажем молодым читателям о некоторых интересных примерах работы историков техники, об их поисках и находках, о выводах, к которым пришли эти следопыты науки.

Вот как проводили свои поиски следопыты-энтузиасты профессор А. С. Бриткин и инженер С. С. Бидонов. Они долгое время изучали творчество выдающегося русского машиностроителя XVIII века А. К. Нартова— создателя супорта токарного станка. Две даты связаны с изобретением супорта токарного станка: одна - 1712 год, когда Андрей Константинович Нартов создал первый токарный станок с механическим су-портом, другая — 1708 год, когда английский механик Генри Моделей вновь «изобрел» то, что задолго до него создал Нартов. Следопыты задумались: не заимствовал ли Генри Моделей идею супорта у Андрея Нартова? И чем больше фактов сопоставляли следопыты, тем яснее становились нити, ведущие из Петербурга за океан.

А. С. Бриткин и С. С. Бидонов разыскали, собрали воедино, систематизировали документы и материалы, рассеянные по различным музеям и книгохранилищам, заставили их заговорить.

Медленно, шаг за шагом, подходили следопыты к разгадке. Литературные источники подвели их к фигуре малоизвестного английского дельца С. Бен-тама, посланного в Россию в качестве разведчика.

Взгляните на эту карту. Линии, пересекающие территорию нашей страны от края до края, выходящие далеко за ее рубежи, говорят о многом и определяют

Р асскажит* о работ* историков тахники.

Артемьев (г. Куйбышев)

географический масштаб поисков следопытов. Пунк#-тиром прочерчены на карте линии маршрута путешествия Бентама из Портсмута в Петербург в 1770 — 1780 годах. Царское правительство в лице князя Потемкина широко открыло перед заезжим иностранцем двери во все города нашей родины и определило его на государственную службу. Разведчик только этого и желал. Вторая линия, проведенная жирным пунктиром, показывает маршрут служебных командировок Бентама по заводам и арсеналам России в 1780— 1791 годах. А третья линия — это уже путь поисков, которыми шли следопыты, стараясь восстановить факты истории. Исследователи, на основании достоверных фактов и обоснованных научных гипотез выяснили истинную роль этого ловкого иностранца, дельца в генеральском мундире, полученном им от царского правительства. Пользуясь доверием, Бентам увез за океан очень многое из того, что принадлежало русскому народу, в том числе и гениальную идею Нартова. Эту идею он передал Генри Модслею, с которым был связан коммерческими интересами.

Много поработали следопыты для того, чтобы сделать свою догадку научным фактом, но трудились они не напрасно.

А вот другой пример, показывающий, как удачная находка послужила началом для целого ряда важных открытий.

Инженер-следопыт В. Н. Пинуныров, изучающий творчество И. П. Кулибина, разыскал в Ленинградском архиве Академии наук СССР интереснейший документ. Трудно оторваться От кулибинских строк, проникнутых глубокой мыслью, написанных рукой выдающегося новатора снауки.

О чем же пишет в записке-плане великий изобретатель? Он дает себе творческое задание: «Выдумать недельные (то-есть с недельным заводом) с числами во окошке (то-есть показывающие число каждого дня), с месяцами зодиаками (то-есть указывающие текущий месяц в виде соответствующих ему знаков Зодиака), с лунным течением (то-есть показывающие фазы Луны), с седмишными днями (то-есть с названием дней недели) о трех кругах, потом часы и минуты и с центра стрелки суточные (второй вариант, с суточным заводом), так как у ржевских минутная стрелка

Парта, иллюстрирующая поиски документов, относящихся к живни и творчеству А. К. Нартова, проведенные советскими исследователями Вриткиным и Видоновым.

А миги

ф книгоиглниляца я АРКИ!j ---маршруш

Ьеншама

30