Техника - молодёжи 1952-08, страница 28

Техника - молодёжи 1952-08, страница 28

Внешние части короны светятся отраженным светом, а части, более близкие к Солнцу, испускают свет так же, как все раскаленные и разреженные газы, то-есть дают в спектре яркие одноцветные лучи. В коране светятся атомы водорода, гелия, железа и многих других веществ. Но с этих атомов какой-то неведомой силой «сняты» их электронные оболочки. Атомы железа, имеющие в обычном состоянии 26 электронов в оболочке, в солнечной короне вынуждены довольствоваться только 13 электронами, остальные ими растеряны.

В солнечной хороне есть много свободных электронов. Видимо, на Солнце действуют мощные электромагнитные силы, к изучению которых астрономы начинают приступать только сейчас. Так, например, совсем недавно было установлено, что солнечная корона служит источником мощногс радиоизлучения. «Слушающий» радиотелескоп, направленный на Солнце, воспринимает ото излучение, и его репродуктор издает рев, напоминающий рычание рассерженных львов.

Не разгаданы до сих пор строение и форма короны. Замечено только, что над солнечными пятнами лучи короны всегда искривлены, запутаны и изогнуты.

Каждое научное открытие — не чудо, появляющееся внезапно, а результат долгой, упорной работы, часто даже нескольких поколений ученых. Каждое исследование — еще одна крупинка опыта, превращающая неполное, неточное знание в более полное, более точное.

Именно за такими крупинками новых знаний и ездила экспедиция пулковских астрономов.

Наступило утро 25 февраля. Приближалась полная фаза затмения.

Вот уже от Солнца остался узкий серпик, а затем, послав Земле прощальный луч, оно целиком скрылось за Луной. На потемневшем небе вспыхнули звезды, стал виден Меркурий, горизонт окрасился в лимонно-желтый цвет — зажглась так называемая «заря затмения». А на том месте, где только что сияло Солнце, повис черный кружок, окаймленный сиянием короны.

Картина прекрасна, но астрономы не имеют возможности любоваться солнечным затмением во всей его красе. Это, пожалуй, единственные среди зрячих, которые всегда ездят на затмения, но... редко их видят. Одни из наблюдателей находятся в это время внутри затемненной будки и всячески оберегают свои глаза от действия света, дабы сохранить преимущества сумеречного зрения. Другие склонились к приборам и, поглощенные работой, не могут даже поднять головы, а многим приходится сидеть во время работы... спиной к Солнцу. И вот почему.

Поскольку все планеты непрерывно движутся по небосклону, обычные астрономические инструменты также делают подвижными и снабжают часовыми механизмами, чтобы они не выпускали небесного светила из поля зрения. Но для наблюдения Солнца астрономы предпочитают пользоваться другой системой: приборы делают неподвижными, а Солнце «останавливают» перед приборами. Разумеется, само Солнце нельзя заставить позировать перед фотографическим аппаратом, это вне человеческих возможностей, но с солнечным «зайчиком», отброшенным зеркалом, можно делать все, что угодно. Астроному же безразлично, что перед ним, — само Солнце или же его изображение в зеркале.

Поэтому многие солнечные астрономические инструменты работают совместно с целостатом — прибором, название которого можно перевести на русский язык— «останавливающий небо». Целостат — это круглое зеркало самого высшего качества, снабженное часовым механизмом. Целостат направляют на Солнце, и прибор поворачивается за светилом, подставляя его лучам свою зеркальную поверхность.

Солнечный луч, отраженный целостатом, падает на другое, вспомогательное зеркало и, отразившись вторично, проникает в астрономический инструмент. Астроном, работающий с таким инструментом, поневоле оказывается сидящим к Солнцу спиной.

Те же, кто имел возможность 25 февраля 1952 года хоть мельком взглянуть на Солнце, видели, что там полыхал необычайно большой протуберанец, а корона отличалась исключительно длинными лучами.

Всксре из-за темного диска Луны брызнул первый солнечный луч. Сто двенадцать секунд наблюдений истекли!..

Через несколько дней площадка опустела. Экспедиция вернулась в Пулково. Снимки спектров и Солнца получились хорошие. И вот астрономы начали вторично наблюдать солнечное затмение. Теперь они могут делать это в спокойной обстановке: благодаря фотографии затмение будет длиться для них столько времени, сколько будет нужно для того, чтобы выполнить намеченную программу исследований.

26

Когда участники экспедиции

Магеллана, впервые совершившие в XVI веке кругосветное плавание, после почти трехлетнего отсутствия причалили к родным берегам, они с изумлением обнаружили непонятное обстоятельство. В Испании в день их возвращения была пятница, тогда как они считали этот день четвергом, причем сомнений в правильности ведения корабельного журнала, в котором отмечались дни путешествия, у них не было.

Куда же пропал «потерянный» за время плавания день?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо хотя бы вкратце рассказать о том, как измеряется время.

С давних времен основой для этих измерений является вращение Земли вокруг оси и ее движение в мировом пространстве вокруг Солнца, то-есть средние солнечные сутки и солнечный год.

Эти, казалось бы, неизменные единицы измерения имеют, однако, свои особенности. Во-первых, продолжительность года меняется, хотя и незначительно. Во-вторых, она равна не целому числу суток, а 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам, что затрудняет счет времени сутками и годами. Эти трудности преодолеваются с помощью календаря, прочно вошедшего в обиход нашей жизни.

Продолжительность истинных суток, то-есть периода, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг оси по отношению к центру Солнца, тоже неодинакова. В сентябре бывают самые короткие сутки, в декабре — самые длинные. Правда, эта разница ничтожна, она не превышает 51 секунды, но иметь для измерения времени единицу, изменяющуюся в течение года, неудобна Потому мы пользуемся для регулирования наших часов средними солнечными сутками, представляющими среднюю продолжительность истинных солнечных суток, взятых в течение всего года, хотя она может отличаться от продолжительности истинных на несколько секунд.

Для пунктов, расположенных на разных меридианах, полдень и начало суток наступают в разные моменты.

Предположим, что сейчас пол- 1 день на меридиане Ташкента. То- i> ■ гда полдень на меридиане Иркутска уже прошел, так как Иркутск находится к востоку от Ташкента, а Земля вращается с запада на восток. Наоборот, в Москве полдень еще не наступил, так как Москва западнее Ташкента и плоскость ее меридиана еще не прошла через центр Солнца.

Время, считаемое по данному меридиану, называется местным временем. Пользоваться этим временем в практической жизни очень сложно. При переездах из одного пункта в другой приходилось бы каждый раз устанавливать часы по новому местному времени.

Поэтому с конца прошлого столетия стали пользоваться так называемым поясным временем. Земной шар условно разделяют меридианами на 24 равных пояса, границами которых служат меридианы, отстоящие на 15 градусов один от другого. Полный оборот вращающаяся Земля делает за 24 часа. Следовательно, за один час она поворачивается на 15 градусов, то-есть на ширину одного пояса. Нумерация поясов от О до 23 увеличивается по направлению с запада на восток. Нулевой пояс располагается так, что его средний меридиан совпадает с нулевым меридианом, проходящим через Гринвичскую обсерваторию, близ Лондона.

В пределах каждого пояса время условились считать одинаковым. Оно соответствует местному времени среднего меридиана этого пояса. При переезде из