Техника - молодёжи 1952-09, страница 8значение. Она объединяет собой и вопросы архитектурной эстетики, и инженерной техники, и экономики. И это понятно, — ведь художественная гармония в архитектуре целого ряда соседствующих зданий может быть достигнута разумным повторением однотипных архитектурных и конструктивных элементов. Следовательно, именно при условии концентрирован н о г о строительства возможно массовое применение деталей, изготовленных на заводах, а это предопределяет, в свою очередь, и экономичность строительства и его темп. П артия, правительство и лично товарищ Сталин поставили как важнейшую задачу реконструкции Москвы на ближайшее время массовое строительство жилых домов, школ, больниц и детских учреждений. С каждым годом темп жилищного строительства неуклонно возрастает. План 1952 года предусматривает ввод в эксплуатацию 750 тыс. кв. м жилой площади, а затем, ежегодно нарастая, этот план достигнет миллиона квадратных метров. Естественно, что только индустриализация строительства может создать условия для таких темпов. Но то, что невозможно ни в одной капиталистической стране, является реальностью в стране социализма. И вот уже сегодня по строящимся зданиям и по проектам архитекторов мы можем воспроизвести картину близкого будущего — новые архитектурные ансамбли социалистической Москвы. На Ленинских горах в ближайшие годы вырастет новый район города — юго-западный. Здесь в чудесных многоэтажных домах будут миллионы квадратных метров жилой площади. Центр этого района, определяющий его архитектуру и планировку,—высотное здание Московского Государственного университета. На этой ©новь застраиваемой территории должны будут найти отражение передовые принципы социалистического гра- 6 РАССКАЗЫВАЮТ ПРОЕКТЫ Для освещения струй будут применены зеркальные лампы, размещенные в застекленных камерах. К воде будут примешиваться люми-несцирующие вещества, которые, светясь в лучах Специальных ультрафиолетовых прожекторов, Создадут впечатление ярких огненных струй. Этот Фонтан будет самым красивым и нарядным ь столице. Рис. Р. Ашотина и С. Ввцрумб ФОНТАН В ПАРКЕ |/аскады воды, стремительные струи, бьющие вверх и разбиваю-■»щиеся тысячами сверкающих брызг. А в центре — скульптурная группа девушек, кружащихся в веселом русском хороводе... Так выглядит проект фонтана для Центрального парка культуры и отдыха имени Горького в Москве, разработанный архитектором А. Власовым и его соавторами — Г. Константиновским и Е. Шейниным. Новый фонтан для парка — сложное архитектурное и техническое сооружение. Большой квадратный бассейн площадью в 5,5 тыс. кв. м. Внутри этого бассейна, чуть повыше его уровня, устроен второй квадратный бассейн, размером поменьше. Он, как рамкой, окаймлен широкой дорожкой для гуляющих. Мостики-переходы соединяют ее с аллеями парка. По углам этой рамки четыре маленьких бассейна, обрамленных струящейся водой. В центре на гранитном постаменте покоится большая круглая железобетонная чаша, украшенная золотым узором. И над всем возвышается бронзовая скульптурная группа, изображающая танцующих девушек. Искусно продумана система водяных струн. Прозрачным хрустальным валом обрамляют они красные гранитные края наружного бассейна. Фонтан рассчитан на три композиции. При первой композиции — в сильно ветреную погоду — работают 86 струй, при второй композиции — 150 и при третьей — 1 070 струй. Чем ближе к центру, тем мощнее и выше каскады воды. На 23 м вверх бьют центральные струи, образуя своеобразный искристый обелиск. Боковые, навесные, струи сливаются в нежный водяной купол над хороводом и каскадами спадают в чашу. Здесь расположено много скульптур, каждая из которых — маленький струящийся фонтан: бронзовые позолоченные фигуры детей, играющих с рыбами и птицами, дельфины, карнавальные маски- Струи фонтана подсвечиваются плавно сменяющимися лучами электрических ламп розового, голубого, зеленого и белого цвета. Интересна «статистика» этого сооружения. В дни гуляний и празднеств в фонтане1 забьет 1 070 струй, расходующих 4 млн. л воды в час. Вода будет нагнетаться 10 насосами, приводимыми в действие 10 электромоторами общей мощностью в 500 квт. В заголовке: проект нового фонтана в I Центральном парке культуры и отды- I ха имени Горького. э- Схема водоснабжения фонтана, разра-ботанная инженером А. С. Вяткиным. достроительства. Совершенно иное содержание, нежели в условиях старой городской застройки, приобретает понятие «квартал». Это не группа домов, имеющих затененные, плохо проветриваемые дворы, а обширная, богато озелененная территория, где среди зелени свободно расположены здания в 10-12—14 этажей, школы, театры, институты. Сады, ковры цветников, спортивные площадки явятся принадлежностью каждого квартала. Жилые дома, открытые лучам солнца, будут обеспечены всеми видами коммунальных удобств и оснащены инженерным оборудованием, основанным на достижениях современной техники. О масштабах и реальности этого строительства говорит его первенец—14-этажный жилой дом, воздвигаемый для работников Московского Государственного университета. В этом доме будет 610 квартир -25 тыс. кв. м жилой площади. В том же квартале предстоит начать строительство двух еще более крупных домов. Всего в квартале первой очереди, примыкающем к Калужскому шоссе, — 250 тыс. кв. м жилой площади. Подобный же квартал будет создан западнее высотного здания. Основной жилой массив раскинется к югу. Две лучевые магистрали как бы окаймят территорию университетского парка; они пересекут реку Москву и, пройдя через превращенную в грандиозный парк территорию Лужников, соединят новый район с центром столицы -площадью у Дворца Советов. Своеобразный и живописный архитектурный ансамбль будут представлять набережные реки Москвы и Яузы, становящиеся на всем их протяжении мощными транспортными магистралями столицы. Как уже отмечалось, высотные здания определяют наиболее характерные и важные в градостроительном отношении узлы, расположенные в черте города вдоль закованных в гранит набережных Москвы-реки. Между ними
|