Техника - молодёжи 1952-11, страница 39

Техника - молодёжи 1952-11, страница 39

увидел... экран телевизора. Экран светился зеленоватым огнем, по нему бежали волны.

— Телевизор?.. Здесь, так далеко от телецентров? — не удержался Трубокуров от восклицания. — Каким образом?

И точно отвечая ему, из громкоговорителя раздался так знакомый ему голос Терехова:

— Внимание... Внимание... Говорит телепередатчик, установленный на стратосферной электростанции... Начинаем опытную передачу...

В этот момент на экране возник-\о веселое лицо говорящего. Он улыбнулся и продолжал:

— Товарищи! Сейчас я познакомлю зрителей на Земле с новой СЭС... Экскурсию начнем с рубки управления в секции «А». Она находится в носу левого дирижабля. На командирском посту несет свою вахту пилот Панюшкин.

Экран точно раздвинулся, и Трубокуров увидел Панюшкина на кресле перед пультом управления и за ним в большие круглые иллюминаторы-окна — мерцание вращающихся роторов, и еще дальше—нос гигантской сигары второго дирижабля СЭС. Один из иллюминаторов вдруг занял весь экран, и тогда стала видна ферма, соединяющая дирижабли, и огромная плоскость стабилизатора над ними.

— Товарищи! — продолжал между тем Терехов. — Сейчас вы видите рабочую часть СЭС — ее ветросиловую установку. Кто помнит, первая опытная СЭС имела одно ветроколесо — большой воздушный винт, который был насажен на ось, параллельную ветровому потоку. Когда проектировалась новая СЭС, вначале также предполагалось на соединяющую дири

Экран точно раздвинулся, и

жабли ферму установить аналогичные ветроколеса. Но эта мысль была оставлена. Один из старейших наших ветроэнергетиксв, профессор Каринский, предложил установить на ферму новый тип ветродвигателя в виде двух гигантских шнеков. Затем он же внес еще более прогрессивное предложение, которое и было осуществлено. Вы видите — вдоль фермы расположено несколько, а точнее — двадцать роторов, которые вращаются в плоскости воздушного потока. Другими словами, их оси перпендикулярны ему. Грубо говоря, они похожи на широкие мельничные колеса. Но лопастей у каждого колеса только две, и они имеют форму изогнутого черпака. Это и есть воздушные роторы. Они имеют значительно больший коэ-фициент полезного действия, чем другие ветроколеса.

На экране снова возник пульт управления. Панюшкин повернулся лицом к зрителям и указал на один из приборов.

— Смотрите, товарищи, — сказал он.—Сейчас суммарно все ветродвигатели развивают мощность в 1100 киловатт. Это при силе ветра—в переводе на условия обычной плотности воздуха — 20 метров в секунду. Но сейчас у нас здесь в общем затишье. Изучение воздушных потоков в стратосфере методом «искусственных облаков» и наши наблюдения показали, что здесь не всегда одинаковы структура и сила ветра. Вихревые потоки возникают главным образом при перемещении больших воздушных масс — при глубоких циклонах и антициклонах. Сила ветра также иногда уменьшается. Но даже затишье у нас—это сильная буря на Земле!

Трубокуров увидел Панюшкина на кресле

На экране возникли стрелки анемометров. Они дрожали у цифры 40 — скорость ветра была 40 м в сек.

Затем экран снова как бы раздвинулся, и зрители увидели Панюшкина и подошедшую к нему Лену Павленко с блокнотом, а затем дверь открылась и за ней возникла длинная светлая комната. По стенам ее висели различные приборы, а у стен стояли кресла и небольшие столы.

В громкоговорителе снова послышался голос Терехова:

— Здесь, товарищи радиозрители, наша кают-компания и лаборатория. Дальше расположены каюты экипажа, а еще дальше — наше энергетическое хозяйство и в том числе электромоторы, которые в случае нужды или при маневрах приземления могут вращать пропеллеры и сообщать собственное движение нашим дирижаблям.

В глубине комнаты показались две фигуры.

— Разрешите представить вам командира СЭС пилота Круглов-ского и нашего консультанта пилота Александрова, — продолжал Терехов. — А теперь перейдем в сектор «Б». Минутку... На время, пока я буду передвигаться внутри фермы, вклк*чаю аппарат, показывающий Землю...

Экран потемнел. Лишь с трудом на нем можно была разглядеть светлые ниточки оросительных каналов и пятна прудов и водоемов.

Академик Никольский, обернувшись к Трубокурсву, хлопнул его по колену.

— Ну как? Здорово? И ведь что интересно: радиус действия нашего высотного телепередатчика измеряется сотнями километров.

перед пультом управления...