Техника - молодёжи 1953-01, страница 11„в целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения уча-едимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению". (Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951—1955 годы) Лауреат Сталинской премии о. писаржевскии Рис. н. кольчицкого и л. смехова сделать человек за свою, к сожалению, пока еще короткую жизнь. Вместе с тем мы знаем, что вся история капитализма и предшествующих общественных формаций — это история не только выдвижения отдельных единиц с их плодотворной деятельностью на благо человека, но также и история гибели миллионов талантов, непрерывно рождаемых народом, но не проявленных, задавленных условиями жизни. И, наоборот, мы видим, как в социалистическом обществе происходит массовое проявление народной одаренности, как рождаются новые руководители государства, руководители промышленности, целые когорты новых инженеров и техников, сотни тысяч квалифицированных рабочих, осваивающих новую технику и двигающих вперед нашу социалистическую промышленность. Не единицами, а тысячами появляются у нас Герои Социалистического Труда, отличительной чертой которых являются творческая смелость, дерзание, глубокоо знание своего дела, организаторские способности — умение вести за собой других. За ничтожно короткий исторический промежуток времени мы становимся страной не только * всеобщей грамотности, но и всеобщей образованности. Достоянием все большего и большего количества людей становится великое счастье, доступное человеку, — счастье творчества, счастье созидания. И -это только начало грядущего расцвета человеческих дарований! Все предпосылки для этого расцвета образуются на наших глазах, выковываются в нашем труде. Диалектика развития нашего общества такова, что так же, как экономика и техника развиваются на все расширяющейся основе, так и сам труд, созидающий духовные и материальные ценности нашего общества, непрерывно становится все интереснее, содержательнее и умнее. Каждому из нас с каждым днем жизнь предъявляет все большие и большие требования. И это чудесно! Неподвижного, застывшего счастья не существует. Счастье только в движении, в развитии, в преодолении преград, счастье в непрерывном узнавании. На протяжении столетия из одной книги в другую переходило учение кенигсбергского «мудреца» Канта, считавшего, что предмет внешнего мира — «вещь в себе» — непознаваем. Ему вторил английский реакцион ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА 1/ак хорошо я представляю себе небольшую комнату с окнами, открытыми в мир, львиную голову Маркса, склонившегося над письменным столом, уставленным книгами, заваленным письмами! Книги всюду —на полках шкафов, на полу. Из огромного накопления фактов выковывает грандиозные обобщения могучий ум. В творческом содружестве гениев Маркса и Энгельса рождаются строки «песни песней» научного коммунизма — «Манифеста Коммунистической партии». В Европе гремят революционные бури, в шквалах восстаний сверкают зарницы пролетарской революции, видевшейся основоположникам теории научного коммунизма не в рыбкой дали веков, а в живой близости десятилетий. А дальше Марксу и Энгельсу рисуется эра величайшего обогащения человеческих судеб, счастливая наполненность жизни мыслями, чувствами и делами, эра расцвета драгоценнейшего дара, которым мы располагаем, — человеческого общения. Ни Маркс, ни Энгельс не пытались уточнять отдельные формы, отдельные детали коммунистического быта, но общая генеральная линия его развития им была совершенно ясна. Они твердо знали, что, уничтожив основу капиталистического общества — частную собственность на средства производства и на землю, человечество семимильными шагами пойдет по пути духовного и физического возрождения. Перед глазами Маркса и Энгельса стоял облик человека будущего, свободного от низменных страстей, избавленного от моральных уродств, порождаемых и культивируемых капитализмом, от профессиональной узости, на которую обрекал его старый способ производства — капиталистическое разделение труда. Многотомные труды классиков научного коммунизма — это сконцентрированные мечты о человеке с большой буквы, о большом, настоящем человеческом счастье, в котором сочетается стихийная радость бытия здорового, гармонически развитого существа с возможностью широкого, самого разностороннего выявления всех богатств человеческой личности. А о том, насколько грандиозны возможности, заложенные в природе человека, не нужно гадать. Об этом нам говорят примеры творческой жизни людей, которым удалось развернуть свои способности и найти в себе силы для борьбы за лучшее будущее человечества. Мы чтим память великих людей всех времен и народов и ценим их драгоценный вклад в сокровищницу человеческой культуры. Мы вдохновляемся изумительным жизненным подвигом таких титанов человечества, как Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин. Нас восхищает жизнь корифеев науки, литературы и искусства: Менделеева, Шекспира, Пушкина, Гёте, Льва Толстого, Репина, Станиславского, Ломоносова, Леонардо да Винчи, Миксланджсло. В их замечательных достижениях, в безмерной напряженности их труда, в гигантской производительности их усилий мы не видим ничего сверхчеловеческого. Наоборот, этот пример воодушевляет нас на собственные дерзания, показывая, как много может |