Техника - молодёжи 1953-01, страница 12

Техника - молодёжи 1953-01, страница 12

смелость ломать отжившие нормы и установки, безвестным ранее людям, прокладывающим новые пути в науке и технике.

Возвращаясь к этому, товарищ Сталин в своем новом труде пишет: «Что было бы, если бы не отдельные группы рабочих, а большинство рабочих подняло свой культурно-технический уровень до уровня инженерно-технического персонала? Наша промышленность была бы поднята па высоту, недосягаемую для промышленности других стран».

Скольким миллионам людей предстоит в ближайшем же будущем в осуществление этих указаний вождя р*спытывать счастье нового огромного расширения своего кругозора, счастье подняться на новую, высшую ступень своей трудовой деятельности. Этот подъем не прост, он требует от рабочих знания научных основ производства, умения ориентироваться во всей сложной системе производственных отношений, но это означает еще один шаг к освобождению от односторонности, порождавшейся прежним узким разделением труда, — шаг, который совершают не единицы и десятки, не сотни, а миллионы людей!

...Такова величественная поступь коммунизма, входящего в жизнь последовательно и неотвратимо.

В отчетном докладе ЦК партии на XIX съезде партии товарищ Г. М. Маленков развернул картину непрерывного совершенствования промышленного производства в СССР на базе высокой техники, на основе достижений передовой советской науки. Особенно бурно развивалась техника в послевоенные годы: все отрасли промышленности непрерывно оснащаются новыми машинами и механизмами, повсюду внедряются более совершенные технологические процессы, рационализируется производство.

Нет такой области труда, которая не была бы оснащена первоклассными механизмами: машины прорывают каналы, двигают по ним пароходы, открывают и закрывают ворота шлюзов, машины убирают хлеб и валят лес. Без прикосновения человеческих рук машины изготовляют нити, и машины же ткут из них прочные ткани. Чудесен крохотный вибратор, который дробными и частыми ударами погружает в грунт огромную металлическую балку-сваю, замечателен и его собрат, — хлопотливо потряхивая, он поплотнее укладывает жидкий бетон.

Жизнь оказалась бесконечно разнообразнее и изобретательнее сказок, родившихся тогда, когда труд был еще очень простым.

Но разве машина не упрощает труд,' разве нажимать пусковую кнопку автомата не проще, чем от руки выполнять все те операции, которые машина производит, следуя этому электрическому приказу? Нет, и проще, и легче, и вместе с тем гораздо сложнее, говорим мы. Механизация, автоматика раскрепощают труд от утомительности физических усилий, и, облегчая труд, они создают простор для мысли.

Да, советский скоростник пускает в ход свой станок простым нажимом кнопки. Но зато его мысль сосредоточена и напряжена, сна прикована к дымящемуся кончику резца, который снимает стружку с обрабатываемого куска металла. Токарь подгоняет станок — скорей, скорей, стране нужны новые машины, много машин. Какие-то части этих новых машин выходят из-под резца его станка. Больше их надо, больше! Но вот перекаляется резец, не выдерживая чрезмерной нагрузки...

Чрезмерной ли? Бьется живая мысль, ищет нового материала для изготовления резцов, даже в раскаленном виде не теряющих своей крепости. Призывный клич облетает лаборатории, и в совместных исканиях рабочих и ученых рождаются новые материалы. Огнестойкость глиняного черепка они сочетают с прочностью закаленной стали.

Быстрее заработал станок, но на каком-то пределе его забила дрожь. Он не был рассчитан на эти скорости вращения. Беспокойный хозяин станка готовит новое задание конструкторам. И вот уж$ рождаются новые станки, приспособленные к ре--жиму работы, вводимому новаторами-скоростниками.

Нет, не прост их труд! В нем участвуют и тонкое мастерство и глубокое знание металла и машин. Токарь, работающий на таком станке, не просто токарь, он и физик и механик. Он полновластный повелитель машины. В его творческом труде есть и пыл борьбы и радость победы. ;

Перед машинистом экскаватора тоже несколько кнопок — знай нажимай! И послушный гигант, захватив стальными челюстями тонны земли, отнесет и вывалит ее в стороне и повернет стальную шею за новой добычей. А прикажут — так и зашагает, куда велят, осторожно ступая своими башмачищами.

ный филссоф Беркли, пытавшийся доказать, что все в этом мире есть лишь иллюзия и химера, будто весь мир существует лишь в нас самих и в нашем воображении. При помощи софизмов, неразрешимых для сторонников учения о духовности души, он делал проблематичным существование всех вещей...

Эти философские выверты были опровергнуты философией диалектического материализма, они отброшены, как старая ветошь, на свалку истории познавательным процессом, развивающимся в СССР. Каким прекрасным гимном торжества познания звучат сталинские слова: «...нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, еще не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики».

Всем строительством коммунизма в нашей стране, коммунистическим воспитанием миллионных масс руководит партия Ленина - Сталрша. Она мудро направляет процесс формирования новых черт коммунистического сознания и поведения людей. г

С каким пламенным нетерпением отмечал и выращивал ростки этого нового в человеческих мыслях и поступках Владимир Ильич! Как жадно торопил он эти замечательные процессы! Священна для нас память о первом коммунистическом субботнике, на котором Ильич сам перетаскивал мерзлые бревна и на примере которого гениально увидел рождение новых, социалистических форм отношения к труду.

После того как социалистическое соревнование пронизало всю нашу жизнь, приняло массовый характер, промышленность пошла вперед ускоренными темпами.

И. В. Сталин в своем гениальном труде «Экономические проблемы социализма в СССР» вскрыл закономерность этого процесса, заключающегося в том. что «среди рабочих нашлись целые группы товарищей, которые не только усвоили технический минимум, но пошли дальше, стали в уровень с техническим персоналом, стали поправлять техников и инженеров, ломать существующие нормы, как устаревшие, вводить новые, более современные нормы и т. п.».

Мы помним, какое воодушевление породили в свое время в миллионных массах народа слова Сталина, провозгласившего здравицу простым людям, имеющим