Техника - молодёжи 1953-02, страница 8

Техника - молодёжи 1953-02, страница 8

V 12:.i . 'ЛАб

- -ЧЛ.-.,

•;

В L ^

Ik

4 ' V4'

пользования этого материала для сооружений канала.

А неподалеку будет море. Среди этих остроконечных барханов, скованных цепкими лапами саксаула, протянется канал» и где-то, чуть дальше за барханами,, раскроется зеркальная гладь водохранилища Зенги-Баба.

В Зенги-Баба раскинут сейчас лагерь 31-й экспедиции Гидропроекта. Здесь база геологов, -буровых мастеров, рабочих, разбросанных небольшими группами на огромной площади, порой в 40—60 километрах от лагеря.

S2

Ораэ Сапаев работает мотористом в мастерских Бала-Ншема. Сам он туркмен, родом из Ербентского района Ашхабадской области. «Спасибо моим русским товарищам, говорит Ораз,-^-зто они помогли мне отлично изучить двигатели».

Люди бурят землю, вынимают тоненькие стержни горной породы, запаковывают их в ящики и пересылают в Зенги-Баба.

Вдали показалось облако пыли. Медленно двигаясь, оно то скрывается за грядами холмов, то показывается вновь. Вот уже слышно хриплое пыхтение мотора, скрежет стальных когтей, цепляющихся за землю.

В клубах плотной серой пыли вырисовываются очертания мощного трактора «С-80». Медленно, натужно преодолевая песчаную зыбь, он тянет за собой целый поезд - два огромных прицепа, доверху груженных досками, бревнами, брусками. Да это разобранные дома! Вот лежат готовые двери, окна, целые щиты для стен... Пройдет еще несколько дней, и кто-то из строителей канала будет праздновать новоселье. Сборные дома заменят палатки и землянки разведчиков.

На трассе будущего канала можно видеть своими глазами, как рождаются города.

Вот большой такыр у колодца Бала-Ишем. Высохшая глина лежит абсолютно ровной, плотной поверхностью. Машина мчится по ней так же легко, как по асфальту улицы Горького s Москве. Сегодня на трассе единственно надежные виды транспорта: либо трактор, либо самолет. Обычный автомобиль еще не приспособился к условиям пустыни и не всегда с ними справляется. Здесь возникает будущий город. Пока еще это две улицы землянок, обшитых изнутри досками, да разбросанные там и тут

^ А i Г~ГГТ -»»fr tfft у?

Л й mm ^ s j^^rmQ&b****

^ /л '/u e^ ^jk^uufe^f

£ 1 I ТЯГ'

I ЯШ, m

ш.

н*

Сменный буровой мастер комсомолец Александр Фокин — один из ветеранов Бала-Ишема. Работая на механическом бурении по трассе какала, он не только перевыполняет нормы, но и неоднократно спасал скважины при агариях. В отдельных случаях он изобретал приспособления для извлечения сломавшихся штанг с глубины десятков, a tto и сотен метров.

За отличную работу Фокин награжден грамотой ЦК ВЛКСМ.

брезентовые палатки. Но и в землянках и в палатках светятся вечером электрические огни, на глиняном полу постелены цветные дорожки, стоят аккуратно застеленные койки.

Городок живет, дышит. Уже возятся на куче песка ребятишки. Не успеешь оглянуться - понадобятся для них и ясли и школы. А там осядет и станет стационаром заехавшая кинопередвижка, рабочая столовая преобразится в ресторан, землянка для прибывающих станет гостиницей, медпункт перерастет в больницу, зазеленеют первые посадки бульвара.

Так в пустыне рождается город...

Это кажется почти невероятным: путь пересекает большая река. Хорошо видны то пологие, то обрывистые берега, белая каемка прибрежного песка, широкое русло, поблескивающая местами вода. Что это — мираж?

Нет, перед нами действительно русло большой реки. Экспедиция приближается к легендарному Уз-бою. Но река мертва. Дно ее сухо, а то, что казалось сверкающей на солнце водой, всего-навсего пласты ослепительнсНбелой окаменевшей соли.

Когда-то просторное русло Узбоя несло часть воды Аму-Дарьи через все Кара-Кумы, от Сарыкамышской впадины до Каспийского моря. Но