Техника - молодёжи 1953-09, страница 19

Техника - молодёжи 1953-09, страница 19

Инженер И. ГЛАДКОВ

Мы привыкли к тому, что кинокартины показываются в темноте, в закрытых залах. Но обязательно ли это?

Еще в 1896 году А. М. Горький, посмотрев на Нижегородской ярмарке кинокартину, первым задал вопрос: а нельзя ли сделать так, чтобы кинофильмы можно было смотреть при свете?

Говорят, что якобы в темноте легче сосредоточить внимание на кинокартине, что свет мешает правильному восприятию игры света и теней на экране, что показ кинокартин в темноте — врожденная специфика кино, и т. д. и т. п.

Действительные же причины того, почему пришла в кино густая темнота, заключаются вот в чем.

Человеческое зрение имеет ряд интересных, а в отдельных случаях и неожиданных особенностей.

Глаз обладает двумя качественно отличными видами зрения - дневным и ночным. Дневное зрение осуществляется «колбочками» сетчатки, каждая из которых имеет свое отдельное нервное волокно. «Колбочки» слабо чувствительны к свету, но зато позволяют различать самые мельчайшие детали изображения, а также цвета.

Ночное зрение осуществляется «палочками» сетчатки. На каждое нервное волокно приходится от 20 до 300 «палочек». «Палочки» чрезвычайно чувствительны даже к ничтожным количествам света, но видят все неясно и совершенно не различают цветов.

Человеческое зрение в темноте необыкновенно обостряется, а при ярком солнечном свете чувствительность глаза резко уменьшается, что спасает его от ослепления.

Существует сравнительно небольшая область яркостей, так называемая сумеречная освещенность, когда глаз видит сразу и «.колбочками» и «палочками», сочетая высокую чувствительность ночного зрения со способностью дневного зрения различать тонкие детали и цвета.

Глаз обладает еще так называемой контрастной чувствительностью.

Для того чтобы глаз во всех по-дробностях мог воспринимать изображение, оно должно быть контрастным. Например, на заводах мелкие светлые детали рассматривают обязательно на темном фоне — листе черной бумаги. Хорошая контрастность обеспечивается тогда, когда самое светлое место изображения ярче самого темного участка, по крайней мере, в 50-60 раз. Если самое темное место киноэкрана имеет яркость, равную 1 апостильбу, то самый светлый участок его должен обладать яркостью порядка 50 апостильбов.

Но это еще не все. Глаз ощущает приращение освещенности не как абсолютную величину, а как величину, связанную с приспособленностью глаза к максимальной освещенности фона, окружающего рассматриваемое изображение. Свеча, горящая в темной комнате, кажется очень яркой, однако е^ли ее поставить на подоконник, свет ее сразу бледнеет — он почти невидим. В области смешанного или сумеречного зрения глаз различает изменение освещенности, равное примерно Уво видимой освещенности этого фона. Поэтому, когда мы проектируем на экран изображение, яркость которого изменяется от 1 до 50 апостильбов, а яркость окружающего фона тоже не превышает 50 апостильбов, глаз аидит вполне контрастное изображение.

Если при тех же самых условиях освещенность общего фона поднять в 6 раз (яркость будет 300 апостильбов), то глаз станет различать на экране уже только те места, яркости которых отличаются друг от друга на 5 апостильбов.

А при яркости общего фона в 20 тысяч апостильбов глаз сможет заметить разницу, равную только 350 апостильбам, то-есть, по существу, не заметит «никакой разницы в освещенности между самым ярким и самым темным местом экрана, хотя контрастность проектируе

мого на экран изображения все время сохранялась от 1 до 50 апостильбов.

В полной темноте даже детский Проекционный фонарик с лампочкой в 2—3 свечи создает на экране достаточно светлое и контрастное изображение.

Но как на • солнечной площадке получить контрастное изображение, не худшее, чем в обычном кино? Для этого необходимо создать максимально возможную освещенность экрана и в то же самое время уменьшить освещенность и яркость окружающего фона.

Первые кинопроекторы создавали освещенность экрана, едва достигавшую 10 — 15 люксов. Естественно, что кинокартины приходилось показывать в полкой темноте.

За последние 20-25 лет техника кинопроекции дала возможность поднять освещенность экрана до 150-300 и больше люксов. При такой освещенности 'изображение на экране видно даже, если внешняя засветка равна 50-60 люксам. С современными кинопроекторами, хорошо расположив и правильно затемнив площадку, можно осуществить демонстрации кинокартин на открытом воздухе даже в яркий солнечный день.

Русские изобретатели и инженеры опровергли лженаучные утверждения видных заграничных «авторитетов», говоривших, что «дневное кино противоречит основным зако-нам физики», что «практически оно неосуществимо» Первые киноустановки, работавшие сначала при искусственном, а затем при дневном свете, разработали Л. А. Беллярми-нов в 1908 году, 3. О. Цехман в 1909 году, Н. и Е. Косматовы

2 «Техника—молодежи» »

17