Техника - молодёжи 1953-09, страница 20Эк^АИ Схемы дневного кино. Справа — система Р. Новицкого. в 1912 году. Идея создания дневного кино увлекает многих советских изобретателей» Как устроены современные установки дневного кино? Это стационарная или передвижная киноустановка, у которой экран различными способами предохранен от засвечивания посторонними источниками света, а сама аппаратура рассчитана на получение повышенной освещенности экрана. Сильная освещенность достигается установкой кинопроекторов с дугами интенсивного горения и оптики с повышенным к.гьд. Экраны таких установок всегда направляются точно в сторону зрителей, что позволяет повысить видимую яркость изображения еще в несколько раз. Повышенная направленность очень важна. Размеры экрана по сравнению с обычными несколько уменьшены. В установках дневного кино проекция ведется или на просвет, или на отражение. В обоих случаях применяется предохранение от засветки в виде шахт. На рисунке показано устройство установки на просвет с шахтой сзади экрана и предохранительными щитками и козырьками спереди экрана. Установка дневного кино такого типа на 685 мест недавно построена группой советских инженеров в г. Кишиневе. Экран этой установки изготовлен из пластикатной хлорвиниловой пленки толщиной всего лишь в 0,3 миллиметра. Такой экран хорошо пропускает свет, обладает эластичностью и прочностью, не деформируется от воздействия температуры и не горит. Его стоимость намного дешевле экрана из матированного стекла. Установка на просвет, пожалуй, самая простая. Она доступна для изготовления местными силами. Недостаток ее тот, что ввиду малого расстояния между проектором и экраном приходится применять короткофокусную, но светосильную оптику, что создает некоторую неравномерность освещенности экрана — светлое пятно в центре. Проекция на отражение осуществляется в простую или сложенную шахту. Схемы этих установок показаны на рисунках. Проекция на отражение позволяет применять более длиннофокусную оптику, которая позволяет полностью устранить светлое пятно в центре экрана. Такая оптика к тому же дает возможность получать направленные и вместе с тем хорошо рассеивающие свет экраны. Одной из более совершенных систем проекции является система проекции в сложенную шахту, предложенная Р. И. Новицким. Качество дневной проекции зависит от правильности выбора места для киноустановки. Киноустановка дневной проекции должна сооружаться на поляне, окруженной высокими и густыми деревьями или среди зданий, с тем условием, чтобы в поле зрения зрителей и особенно сзади них не было ярких источников прямого или отраженного света. В тех случаях, когда этого избежать невозможно, приходится ставить достаточно высокие щиты. Установки дневного кино имеют исключительно важное значение. В условиях бурного расцвета культуры советского народа ежегодно в стране вводятся в действие сотни стационарных кинотеатров и тыся чи кинопередвижек. Однако потребность в новых кинотеатрах далеко превышает их ежегодный прирост. Строительство стационарного кинотеатра требует значительных капиталовложений. Построить театр дневной кинопроекции много проще и дешевле. В южных районах страны такие театры могут действовать большую часть года, а если сделать навес, то и при любой погоде. Очень важное значение имеют театры дневной проекции для села. Киносеансы при помощи передвижек дневного кино можно устраивать и днем в полевом стане в перерывах между работами и в вечернее свободное время. Незаменимы установки дневного кино для кинопоказа на площадях в дни общенародных праздников, демонстраций и народных гуляний. Широкие возможности открывает дневное кино в учебном процессе. Слушатели получат возможность делать записи и одновременно следить за кинокартиной. Исследования, проведенные специалистами и педагогами, доказали, что показ кино при дневном свете нисколько не снижает внимания зрителей к кинокартине. Кинофикация — одно из важнейших средств удовлетворения культурных потребностей народа. Внедрение установок дневного кино помогает осуществлению массовой кинофикации страны. Схема кинотеатра дневной проекции на просвет. ЗАБОТА О ШАХТЕРАХ У гольный комбайн «Донбасс», .механизируя одновременно основные процессы выемки угля — зарубку, отбойку и навалку на забойный конвейер, — неизмеримо поднял производительность труда и значительно облегчил работу шахтеров. Но из-за ускоренного процесса резанич и дробления угля значительно усиливается процесс пылеобразования. Борьба с пылеобразованием проводится с помощью оросительной системы. На корпус редуктора режущей части комбайна устанавливают специальные конусные распылители воды. Во время работы мощная струя разбрызгивается в виде мелких капелек в местах наибольшего скопления пыли. Падая на землю, эти капельки увлекают с собою и увлажненную пыль, очищая воздух. Для лучшего смачивания частичек угольной пьь \и водой жидкость смешивается со специальными добавками. Запыленность воздуха при орошении только одной водой уменьшается в 2,5— 3 раза; при орошении водой со специальными добавками запыленность уменьшается в 5—6 раз. (Журнал «Гигиена и санитария» № 2 за 1953 год.) СТРОИМ НОВУЮ МОСКВУ К ультурно-бытовое строительство занимает центральное место в десятилетнем плане реконструкции города Москвы на 1951—1960 годы. Для строительства московских школ разработано несколько типовых проектов. За основной тип принята школа «а 880 учащихся с 22 классами. В такой школе должны быть и гимнастический и актовый залы. Территория школ обязательно озеленяется. Для этого под строительство учебных заведений выделяются участки больших размеров. Запроектировано строительство широкой сети лечебных учреждений. Больницы будут строиться не только в городской черте, но главным образом в пригородной зоне, на крупных зеленых массивах. Утверждены также проекты новых кинотеатров, являющихся частью зданий жилых домов. Это будут, собственно, не кинотеатры, а кинозалы, включенные в архитектурный ансамбль жилого дома. Двухзальные кино будут строиться в жилых домах на Садовом кольце, в доме на Фрунзенской набережной, на Большой Пироговской улице и на Беговой. Двухзальные кино будут строиться в основном по типовому проекту, разработанному под руководством академика архитектуры И. В. Жолтовского, (Журнал «Архитектура и строительство Москвы» № 5 за 1953 ход.) 18
|