Техника - молодёжи 1953-11, страница 18

Техника - молодёжи 1953-11, страница 18

вать им. Кто этим должен заниматься? Конечно, подручные бригадира. Но вокруг молота совсем не видно людей с вагами. Несомненно, стоит бойку приподняться, как слиток сдвинется с места. Может быть, он даже упадет с наковальни.

Вдруг раздается пронзительный звук сирены. По рельсам, пересекающим пролет, подъезжает низенькая платформа на четырех катках. На ней установлены по краям стальные колонны, соединенные вверху балками. С передней стороны платформы выдается наружу подвешенный на пружинах стальной хобот. Он подвижен, может выходить вперед и отступать в сторону кабины. Заканчивается хобот широкой массивной головкой с большими челюстями — зажимами, способными не только схватить раскаленную заго^ товку, но и вращать ее.

Хобот — массивный стержень — вращается специальным механизмом, который смонтирован на отдельной литой раме. Она скреплена не только непосредственно с платформой, но и через пружинную подвеску. Такое крепление рамы хобота сделано неспроста. Оно дает возможность гасить удары, воспринимаемые механизмом при работе молота. Устоять манипулятору при сильных ударах и толчках помогает еще и особый- пружинный буфер.

Хобот опирается на два подшипника и вращается электродвигателем через планетарный редуктор и дополнительную пару зубчатых колес. Зачем нужен планетарный редуктор? В момент удара бойка молота по заготовке он предохраняет механизм вращения от перегрузки и поломок. С механизмом вращения хобота связан еше и другой механизм — управление клещами. Последний имеет масляный цилиндр, поршень которого соединен с рычагами клещей. Двигается поршень, приходят в движение и клещи.

Привод подъема хобота расположен над крышей платформы и напоминает систему крепления стрелы трехкубового электрического экскаватора «Уралец».

Небольшая железная лестница ведет на крышу манипулятора, на площадку с перилами. В любой момент туда можно подняться и осмотреть или отремонтировать самый «высотный» узел механического помощника кузнецов.

На правом боку платформы находится небольшая кабина. В ней сидит водитель. Это небольшая женщина в платочке. Анна Георгиевна Андреева четырнадцать лет была в этом же цехе крановщицей, а вот теперь спустилась с «небес» на землю и стала помощницей бригадира «пятитонки».

А где же сам бригадир? Его нет у молота, как и нет обычной бригады. •

Бригадир, старейший кузнец Петр Николаевич Сычев, сидит немного впереди водителя странной платформы с хоботом. Кузнец в кресле! Этому трудно поверить, но это именно так.

Вот хобот разжал челюсти, потянулся к слитку и схватил его округлый край.

Челюсти хобота называют захватными башмаками. В их надежности можно *нс «сомневаться — они сжимают слиток с силой в четырнадцать тони.

Сычев, не вставая со своего места, поднял руку. Подчиняясь чуть заметным движениям его ладони, Анна Георгиевна начала «манипулировать» заготовкой. Электрические моторы стали вращать, приподнимать, двигать хобот к молоту и от него.

КУЗНЕЧНЫЙ МАНИПУЛЯТОР

Анна Георгиевна, так же как и бригадрхр, сидела на своем месте и только поворачивала в разные стороны рукоятки управления механизмами или нажимала на кнопки гидравлической системы аппарата. Действовала она необыкновенно быстро, «в две руки».

После каждого поворота рукоятки или нажима кнопки Анна Георгиевна слегка наклонялась всем корпусом вперед и на мгновение застывала в этой позе, словно прислушиваясь к чему-то или что-то подстерегая.

Она ждала очередного удара молота. Мощные удары сыпались один за другим. Летели брызги окалины, все ярче блестел раскаленный металл. Хобот подставлял под боек разные стороны слитка, клал его набок, поворачивал, под-кладывал под инструменты, пока стальной брус не вытянулся и не превратился в вал. На нем появились характерные для всякого вала пережимы—шейки. Он стал неузнаваемым. Это уже не болванка, не слиток, не заготовка, а поковка, то-есть изделие, изготовленное кузнецом.

Петр Николаевич Сычев внимательно следил за процессом ковки. Бригадир вставал, подносил к валу ножки кронциркуля, проверяя размеры, иногда резким движением торопил или поправлял то машиниста молота, то свою помощницу в кабине платформы. На лице Петра Николаевича ни капельки пота, ни тени усталости. Светлые глаза его, устремленные на вал, .светились радостным возбуждением.

«Механический подручный», -заменивший с успехом шесть человек на трудной и опасной работе, называется кузнечным манипулятором.

Кузнечный манипулятор — настоящая машина с четырьмя мощными электрическими двигателями. Первый из них вращает хобот, второй приподнимает, опускает или раскачивает его, третий двигает хобот вперед и назад, а четвертый двигатель дает ход масляному насосу.

Путешествовать под крышей на мостовом кране было намного проще для Анны Георгиевны. Крановщик возит, переносит слитки, и только. А тут, на манипуляторе, как летчику на многомоторном самолете, по звуку надо определять работу каждого двигателя. Управляя хоботом, приходится беречь доли секунды.

Манипулятор появился совсем недавно, но у Анны Георгиевны уже выработались свои особые приемы, свой метод.

Рядом с пультом управления висит лист ватмана с начерченными на нем эскизами. Их сделал по просьбе Анны Георгиевны цеховой технолог. Взглянув на свою карту, Андреева сразу же определяет, можно ли поднять очередную болванку хоботом манипулятора, как лучше зажать ее стальными челю

стями, какие предстоят повороты и подъемы.

В процессе ковки Анна Георгиевна следит, чтобы заготовка была уложена плотно на наковальню, без малейшего зазора. Вместе с тем стахановка старается держать на наковальне лишь часть двухтонного слитка. Если полностью опустить его на наковальню, при ковке пострадает манипулятор.

Но не только за поковкой неотрывно следит машинист манипулятора. Как бы Анна Георгиевна ни увлеклась производственным процессом, ей ни в коем случае нельзя хоть на мгновение позабыть, что она является водителем транспортной машины и что в цехе людно. Вожатый кузнечного манипулятора предупреждает рабочих об опасности сигналом сирены. Мало, однако, просигналить;. Надо все время следить, чтобы не оказалось случайного прохожего на рельсах при частых маневрах машины.

В современной технике каждое новшество является результатом последовательного и неуклонного развития производства.

О манипуляторах было известно и раньше.

Но, например, прессовый манипулятор, если его ррюшули бы применить при ковке, при первом же ударе молота рассыпался бы на куски. Что хорошо для медлительного пресса с его спокойными и неторопливыми нажимами, то совсем не годится для грохочущего, бьющего молота. При каждом ударе он сотрясает землю с такой силой, что расстраиваются даже машины, находящиеся поодаль от молота. Пришлось поэтому создать специальный манипулятор — ковочный.

Среди нескольких тысяч изобретателей и рационализаторов Урал-маша много истинных самородков с природной склонностью к совершенствованию техники. Одним из таких людей является Павел Григорьевич Левандовский. Его рационализаторские предложения сэкономили кузнице около миллиона рублей. Он прошел все ступени производственной лестницы до начальника цеха. Левандовский отлично понимает, что и «на вершине» спокойно не устоишь, если перестанешь расти, творить, учиться. Павел Григорьевич без отрыва от работы кончает вечерний машиностроительный техникум. Он - председатель заводского совета по изобретательству. Левандовский воспитал известных стране рационализа-торов-кузнецов: лауреата Сталинской премии Григория Коваленко, Тимофея Олейникова, Александра Андреева и других.

Продолжает неустанно изобретать и са)м начальник цеха. Несколько лет подряд он вынашивал идею ковочного манипулятора. Со многими инженерами советовался, многим поверял свою идею! Все — конструкторы и ученые, технологи и кузнецы - единодушно отвергали возможность замены подручных кузнеца машиной.

Подобные механизмы очень сложны, имеют большое число деталей, приводятся в движение сжатым воздухом, поступающим по гибкому шлангу. Малейший прокол, незаметная порча шланга, и будет выведен из строя манипулятор, остановится молот.

Левандовский искал средство

16