Техника - молодёжи 1954-01, страница 7

Техника - молодёжи 1954-01, страница 7

ИЗНОСОУСТОЙЧИВЫЙ НОЖ ГРЕЙДЕРА

Медленно движется по прокладываемой дороге тяжелая машина — грейдер. Она большим широким ножом разравнивает грунт, кучи щебня и песка, оставляя за собой ровную поверхность дороги. Но есть один недостаток у этой Машины: очень быстро выходят ив строя ножи.

Каждый осколок камня, как маленький резец, вгрызается в набегающее лезвие, и на блестящей поверхности ножа остается почти совсем неразличимый след. Сотни, тысячи, десятки тысяч раз ударяются камешки о поверхность ножа, и на нем эти незаметные царапины начинают сливаться друг с другом, углубляться, на их месте появляются совсем тоненькие трещины; они растут и растут, твердое стальное лезвие начинает крошиться. 400—500 часов работы на песке, и нож полностью изнашивается. На гравии и Ьцебне он работает еще меньше — всего 200—300 часов. А когда грейдер смешивает щебень, гравий и песок с вяжущими материалами, то менять нож приходится после 80—150 часов работы. Две недели работы — и огромный стальной нож, казавшийся несокрушимым, становится негодным и идет в переплавку.

Тысячи тонн стали расходуются на изготовление дорогих ножей грейдеров. Как удлинить их срок службы? Над этим вопросом задумались студенты Московского автомобильно-дорожного института имени В. М. Молотова — В. Касатиков и В. Ривчун.

Проходя практику на • Брянском заводе дорожных машин, они стали искать такой износоустойчивый материал для Ножей, который бы обеспечивал длительную работу их. Износоустойчивость можно повысить за счет применения легированных сталей, наплавки твердых сплавов или применить к стали особый метод термообработки. Первых два способа дороги. Исследователи остановились на третьем.

I

Студенты построили модель со специально приспособленными бегунами.

Стальные полосы, закрепленные на оси бегунов, вращаясь, перемалывают насыпанный в бункер щебень. Молодые исследователи много дней наблюдали за этой работой. Они заменяли одни стальные полосы другими с различной термообработкой. Сталь брали также различных структур. Было установлено, что лучше всего работают ножи из стали «60Г», закаленные в масле.

R

4Mb

НА ПРОИЗВОДСТВЕ

див hayke_j

СВАРКА НА МОРОЗЕ

С варщик, откинув с лица защитную маску, склонился над ровной, аккуратной ниткой шва, внимательно рассматривая застывающий металл. Белая строчка быстро теряла свой блеск, желтела, затем в желтый фон вкрались красноватые оттенки и, усиливаясь, вытеснили желтизну. Шов стал розовым, медленно чернея от краев.

Сварщик, забывший о морозе во время работы, внезапно почувствовал его острые булавочные уколы, снял рукавицы и принялся, не отрывая взгляда от шва, астирать щеки и нос. вдруг, уже натягивая рукавицы на успевшие замерзнуть руки, заметил, как по розоватой ленте шва пробежал еле заметный черный волосок. • Лицо сварщика сразу стало сосредоточенно-серьезным. Он наклонился над швом, несмотря на жар, и увидел, как целая сетка черных волосков разбегалась по шву. Настроение его сразу упало. Опытный сварщик, он понимал, что работа безнадежно испорчена. Едва заметная паутинка, покрывшая шов, произвела страшную работу, разрушив наплавленный металл.

Уже давно сварщики замечали, что часто при сварке на морозе швы разрушаются. Объяснение этому явлению было найдено быстро.

Разрушение наплавленного металла происходило под действием внутренних напряжений, возникающих при его застывании. Остывая, металл сжимается, и если его способность к деформациям невелика, то происходит разрушение шва. Чем быстрее остывает ме

талл, тем больше внутренние напряжения.

Студент Московского высшего технического училища имени Баумана Эдуард Макаров заинтересовался этим явлением. В просторной и светлой сварочной лаборатории МВТУ часто можно было видеть высокого светловолосого юношу, склонившегося над несложной установкой. Образец ва образцом вытаскивал он из контейнера с сухим льдом, помещал их в камеру для сварки, сваривал и брался за следующие. Десятки образцов прошли через руки Макарова, сотни раз вглядывался он в мельчайшие трещинки на поверхности шва, часами изучал характер излома образца, и постепенно картина прояснялась. Наконец настал день, когда Макаров с уверенностью мог сказать, что одним электродом можно успешно варить при такой-то температуре, а другим — при такой-то. Результаты своих многочисленных опытов Макаров свел в таблицы и графики. Теперь уже сварщик, посмотрев на такие графики, может совершенно точно подобрать необходимый ему электрод.

ХЛЕБ БУДЕТ ВКУСНЕЕ

К ачество хлеба, его аромат, вкус во многом зависят от деятельности особых веществ, так называемых ферментов.

Для приготовления хорошего пшеничного хлеба необходимо, чтобы в тесте содержалось около 5,5— 6% Сахаров. Но собственных Сахаров в муке всего около 1—3,5%, Остальное количество нужных Сахаров получается в тесте за счет расщепления крахмала под действием амилолитичес-ких ферментов. Без них или без добавления сахара хорошего хлеба не приготовишь.

Амилолитические ферменты всегда содержатся в зерне и при помоле переходят в муку. В муке действие ферментов проявляется довольно слабо, но как только мука смешивается с водой> картина резко меняется: под действием ферментов начинается расщепление белков и крахмала. Ученые счи

тают» что расщепление крахмала происходит под действием двух видов амило-литических ферментов — а-амилазы и Р -амилазы. По данным академика А. И. Опарина, «-амилаза сразу расщепляет молекулу крахмала на ряд крупных кусков — декстринов—и лишь в небольших количествах затем разлагает декстрины до мальтозы—одного из Сахаров. Р -амилаза прямо с поверхности зерна крахмала отщепляет частицы мальтозы, то-есть создает сахара.

Кажется, все обстоит очень удачно: л-амилаза как бы дробит верна крахмала на более мелкие части, обладающие большей поверхностью, а Р-амилаза превращает их в сахар, и хлеб получится вкусным и ароматным. Но при выпечке хлеба температура доходит до 100°, и при такой температуре амилазы перестают расщеплять крахмал, как говорят, они инактивируются.

Для получения хорошего хлеба очень важно знать температуру инактивации амилаз. Но температура инактивации обычно определялась не в тесте, а в специальных препаратах — водных вытяжках. Температура инактивации не могла считаться точной.

Студентка Московского технологического института пищевой промышленности Инесса Попадич провела целый ряд экспериментов по определению температуры инактивации амилаз в тесте по методике, предложенной доцентом того же института 3. Ф. Фалуниной. Это была первая проверка новой методики, и она дала хорошие результаты. Опыты показали, что ферменты в тесте инактивируются при более высоких температурах, чем считали раньше, и действуют почти на всем протяжении процесса выпечки.

При температуре 80—85°С р-амилаза перестает действовать, но в-амилаза продолжает еще расщеплять крахмал и образовывать декстрин и при более высоких температурах. Это и ухудшает качество хлеба, потому что декстрин придает мякишу хлеба липкость, создает впечатление, что хлеб не пропечен.

Чтобы избежать ухудшения качества хлеба, необходимо прекратить действие а-амилазы. Инесса Попадич начала искать пути для искусственной инактивации а -амилазы, и ее поиски увенчались успехом. Последние опыты показали, что добавление ничтожных долей но-дата калия снижает активность о-амилазы. Хлеб, выпеченный с применением новой технологии, будет вкуснее.