Техника - молодёжи 1954-05, страница 5КИЕВСЕГОДНЯ и ЗАВТРА Архитектор А. ЗАВАРОВ {Киев) иев, один из древнейших городов нашей страны, сильно пострадал от войны и временной оккупации фашистскими захватчиками. Около 40% жилой площади прекрасного города было уничтожено. Его центральная магистраль — Крещатик— и прилегающие к ней кварталы были полностью разрушены и сожжены. Только в районе Крещагика пожары и взрывы уничтожили 9 кварталов площадью в 62,6 гектара. 324 здания были разрушены, и лишь небольшую часть их удалось восстановить. После Великой Отечественной войны был составлен генеральный план восстановления и реконструкции города. За послевоенные годы подвергся коренной реконструкции ряд улиц и магистралей Киева, кроме Крещатика, например бульвар Шевченко, Брест-Литовское шоссе, набережная Днепра, Васильковская. Изменились их поперечные профили и благоустройство. Одной из интересных страниц восстановления города является осуществление новой застройки на центральной магистрали Киева—Крещатике. Вопросу застройки Крещатика и его планировки было посвящено несколько конкурсов, в которых участвовало большое количество архитекторов Советского Союза; его проектирование явилось большой школой для архитекторов и инженеров. Известные архитекторы нашей страны — Алабян К. С., Власов А. В., Гельфрейх В. Г., Гольц Г. П., Заболот-ный В. И., Касьянов А. М., Фомин И. М., Парусников М. П., Соболев И. Н., Таций А. А., Иванченко А. К. и другие—оказали творческую помощь восстановлению и застройке Крещатика — главной магистрали Киева. Восстановление столицы Украины стало всенародным делом. Из руин быстро начал вставать новый город, еще более прекрасный, чем был. Выразить в архитектурном ансамбле нового Крещатика блестящую победу советского народа над темными силами фашизма, показать величайшие достижения советской экономики и культуры — вот та благородная задача, которая поставлена перед строителями. На всей территории Киева ведется большое строительство. Однако в центре внимания находится строительство Крещатика, который является любимым проспектом киевлян. Если дореволюционный Крещатик был примером бесплановой, хаотической застройки, присущей капиталистическому городу, то в новом решении Крещатика заложено стремление ответить на требования советской градостроительной науки, архитектуры социалистического реализма, проникнутой заботой о человеке. Застройка решена как целостный архитектурный ансамбль, состоящий из большого количества различного назначения зданий, сооружений. При этом необходимо было решить сложный комплекс инженерных вопросов. Строители встретились при строительстве отдельных зданий на Крещатике с трудными геологическими условиями, так как в прошлом по Крещатику текла речка. Под жилыми домами, расположенными на Крещатике, напротив улицы Ленина устроены сложные глубокие фун- Часть нового здания на Крещатике. Гладкие плоскости облицованы плиткой «МК», эркер облицован художественной керамикой. даменты — целая система опускных железобетонных колодцев глубиной 12—15 метров. Это широкие железобетонные кольца, которые под большой тяжестью погружались в землю, а из колец выбиралась земля и жидкий грунт. Когда системой опускных колец, которые составляли колодец, доходили до твердого грунта, — колодцы заполняли бетоном. Получались гигантские опоры здания. Эти опоры в верхней своей части перевязывались железобетонными поясами и плитами, на которых возводились стены здания. На Крещатике заканчивается строительство большой группы жилых домов по нечетной стороне между Бессарабской площадью и улицей Карла Маркса. Ведется строительство консерватории, Дворца культуры (промкооперации со зрительным залом на 2 200 человек, большой группы административных зданий, в том числе комплекса Киевского горсовета, Дома связи и министерств. Старый Крещатик представлял собой улицу-коридор, застроенную плотно приставленными друг к другу домами. Ширина улицы была переменной — от 34 метров до 44 метров. По новому проекту застройки улица будет иметь ширину до 75 метров. Любовь к светлым зданиям, окруженным большим количеством зеленых насаждений, является традицией русской и украинской архитектуры, имеющей общий корень и тесную связь путей своего развития. Этой традицией широко руководствовались проектировщики при создании нового Крещатика. Сочетание светлых жилых зданий, облицованных керамикой, с зеленым бульваром вызывает чувство радости. Одним из первых Киев стал на путь широкого внедрения в строительную практику различных керамических строи- з
|