Техника - молодёжи 1954-08, страница 21

Техника - молодёжи 1954-08, страница 21

Инженер А. КАЗАНЦЕВ

АЛЛЕЯ

Москва. Ярославское шоссе. В асфальте, чуть сбрызнутом «грибным» дождичком, машины отражаются, как в зеркале. А под солнцем дорога сверкает.

Она ведет к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Здесь, выйдя на главную аллею, мы увидим великолепные здания-дворцы, это павильоны выставки.

...Мне приходилось бродить по улицам Парижа. Великолепные ансамбли зданий, цветущие каштаны. Узенькие переулки, на которых горланили в свое время мушкетеры, — из окна в окно можно пожать приятелю руку. Архитектура там — книга истории с каменными страницами. Переходя с улицы на улицу, словно перелистываешь их, окидывая взглядом века, прошлое.

В старой записной книжке, которая была со мной в Нью-Йорке на международной выставке, посвященной «будущему», есть такие строки:

«Я огляделся вокруг. Ярко раскрашенные здания самых неожиданных, непривычных форм окружали меня. На их стенах в неестественных позах распластались непонятные фигуры. Каждое здание, каждая статуя, барельеф хотели быть «невиданными». Я на выставке «Мир завтра». То, что окружает меня, — образцы новой архитектуры... Смотрю и никак не могу почувствовать себя в будущем...»

Все это вспоминается сейчас, когда я стою на аллее совсем другой — нашей советской выставки. Нет, не страницы истории, не чопорность традиций и не выверты безвкусной новизны отражают ее дворцы.

Каждый павильон здесь — это дворец, имеющий свое лицо, свой национальный колорит. Стеклянный купол павильона Казахстана, тонкие, изящные колонны — традиция грузинского зодчества, стрельчатые, воспетые Верещагиным ниши, характерные для Средней Азии, красочный национальный украинский орнамент, — в каждом из зданий воплощены лучшие национальные черты творчества своего народа, своего края. Каждый дворец — словно светлая, поющая нота одного могучего архитектурного аккорда, говорящего о дружбе и единении народов социалистической страны. Красота, строгость, смелость и монументальность — вот черты аллеи дворцов республик и областей, которые покажут посетителям щедрый труд своих земледельцев сегодня и позовут в намеченное уже, ясное и достижимое завтра.

Аллея приводит нас к необыкновенному дворцу, где ощущение движения в завтра особенно сильно.

Рис. Б. ДАШКОВА и Г. ВАСИЛЬЕВОЙ

НА ПОРОГЕ

Представьте себе сводчатое искусственное небо на недосягаемой высоте. В детстве я читал о городах (не то на Марсе, не то еще где-то), городах под прозрачным куполом. И вот я словно перенесся в мечты своего детства. Надо мной стеклянные своды, под которыми могла бы уместиться улица большого города. Они перекрывают общую площадь павильона около полутора гектаров.

Мы в павильоне механизации и электрификации — во «дворце маЩин», машин, которые освобождают тружеников полей от серпа и лопаты, от косы н мотыги, которые изменили самый характер земледельческого труда. Здесь выставлено около восьмисот машин и орудий.

Чтобы обойти их все, нужно прошагать под стеклянными сводами несколько километров. (Кстати, если пройтись по одним только дорожкам выставки, надо отмерить 65 километров, побывать в 300 зданиях и сооружениях.)

Мы на пороге исполинского зала, нам уже видны ряды машин, их светлая окраска отливает голубизной, поблескивают отполированные детали. Нам не терпится их осмотреть. Но задержимся на мгновенье. Прежде чем переступить порог «дворца механизации», вспомним еще раз нью-йоркскую выставку — выставку, где капиталистиче-ский мир пытался показать, как он идет в завтра, как механизируется там производство.

В павильонах разных фирм демонстрировались всевозможные машины, целью которых было выжать из труда рабочего больше прибыли. Они сводили рабочего к роли одушевленной части машины.

Личная выгода — основная движущая сила капитализма. Капитализм применяет новую технику, когда она сулит ему наибольшие прибыли, и готов перейти на ручной труд, когда высокая техника не обещает их.

Совершенно иной смысл имеет механизация в нашей стране. Механизация у нас не уподобляет человека рычагу или колесу, а делает его в десятки раз более сильным, ловким, выносливым, напрягающим не свои мускулы, а повелевающим стальными мышцами послушных машин.

Масштабы производства у нас теперь поистине гигантские. Производительность труда увеличилась в нашей промышленности за последние 25 лет в 6 раз, электроэнергии у нас вырабатывается в 68 раз больше, чем до революции, стали выплавляется в два с лишним раза больше, чем в 1940 году, машин из нее производится

2*

19