Техника - молодёжи 1954-08, страница 26

Техника - молодёжи 1954-08, страница 26

М. ЛЕБЕДЕВ, главный конструктор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки

Красочные сменные диорамы, передвижные панно, сменные картины, двигающиеся макеты — автоматика и телемеханика, свет и звук, люминофоры — весь этот арсенал участвует в оформлении многих стендов выставки, помогая полнее и нагляднее показать успехи и достижения передовых совхозов, колхозов и лучших людей сельского хозяйства.

В зале субтропических культур павильона «Грузинская ССР» установлена большая четырехсменная диорама «Колхида и Самгори», выполненная художником Кильчевским.

В портальной арке перед зрителем проходит картина старых Колхидских непроходимых болот с густо заросшими островками яркозеленой растительности, окруженными синел иловыми застойными водами болот. Но уже через минуту зритель видит залитую ярким солнцем Колхидскую низменность, превращенную из вековых болот волею советских людей в цветущий сад. Раздается голос диктора, появляются кинокадры, демонстрирующие гигантские работы по осушению Колхидской низменности. Затем диктор рассказывает, что в Грузии, помимо огромных осушительных работ, ведутся грандиозные оросительные работы в восточной части страны, на огромной территории степей Самгори. Меркнет свет, и перед зрителем возникает картина безрадостных степей Самгори. На раскинувшихся безводных просторах гуляют горячие ветры и только изредка попадаются мелкие низкорослые кустарники.

Снова загорается яркий свет — перед нами вид будущего Самгори Вместо дикой пустыни — цветущий сад, виноградники, а вдали огромное водохранилище — Тбилисское море. На фоне неба проходят кадры кинокартины. рассказывающие о сего дняшнем дне грандиозных работ, проводимых на пустынных пространствах Самгори.

Как же происходят эти чудесные превращения?

Ниже уровня пола помещен большой круг. Он расположен под углом в 18—20° к горизонту. На обеих половинах круга сделаны диорамы —-макеты преображенных земель Колхиды и Самгори. Полупрозрачное наклонное зеркало отделяет от зрителей нишу, в которой демонстрируются диорамы. Когда ниша освещена ярким светом, то зритель видит сквозь полупрозрачное зеркало одну из диорам; вторая диорама в это время находится под полом. Если освещение выключить, то диорама будет затемнена и зритель ее не увидит. В зеркале же отразится картина, нарисованная вверху на стене, которая через систему зеркал видна зрителю. На стене, собственно, нарисованы на одном полотне две картины:

Рис. С. ВЕЦРУМБ и С. НАУМОВА

одна, изображающая степи Самгори. нарисована обычными красками, дру гая — пейзаж старых Колхидских бо лот •— нанесена светящимися краска ми. Картина Колхидских болот видна только при облучении их ультрафио летовыми лучами, испускаемыми ртутными лампами с увиолевыми фильтрами. При обычном освещении светящиеся краски не видны, и перед зрителем лежат степи Самгори. Пока демонстрируется одна из картин, от раженная в зеркале, происходит смс на диорам поворотом колеса.

В пазильоне «Поволжье» демон стрируется статическая диорама «Сталинградская ГЭС», Преображен ные берега Волги. Широкое море. На переднем плане залив, водосбросный канал и судоходная часть Волги. Вдали видна эстакада, переходящая в зе леную насыпь. По насыпи и эстака де навстречу друг другу пробегают железнодорожные составы. По вод ным пространствам разлившейся Вол ги плывут пароходы, баржи.

Как же происходит движение поездов и пароходов?

Внизу, под диорамой, расположены механизмы. Макеты пассажирских и грузовых составов закреплены на непрерывно движущейся велосипедной цепи. Поверхность, изображающая воду, застеклена. Иллюзия воды создается соответствующей рас краской стекла и электрическим под светом. Внизу, под диорамой, там, где проходит Волга, двигается лента с закрепленными на ней магнитами. Они притягивают макеты пароходов, имеющие в днищах железные про-

Схема устройства четырехсменной диорамы: 1 — картина, изображающая степи Самгори и Колхидские болота; 2— установка для освещения картины электрическими или ртутными лампами; 3 — полупрозрачное зеркало; 4 — вращающееся колесо с двумя макетами: преображенные степи Самгори и Колхидская низменность; 5 — постоянный передний план; 6 — часть переднего плана, убираемая во время просмотра кинофильма; 7 — кинопроектор; 8 — полотно, служащее фоном для одной из панорам и экраном при просмотре кинофильма; 9 — сменяемое полотно; 10 — дополнительный подсвет.