Техника - молодёжи 1955-04, страница 26

Техника - молодёжи 1955-04, страница 26

Богат Советский Союз животными, имеющими красивый и ценный мех.

Перерезая снежную равнину, мчится песец. Самого зверька на снегу не видно. Его замечаешь лишь по стремительному движению тени. В таежных дебрях выглядывают из хвои блестящие глаза соболя. Играет своей «трубой» (так зовут охотники лисий хвост) пышный чернобурый лис в вольере звероводческой фермы. Спускаются с горных пастбищ отары овец. Присел на задние лапки у своей норки суслик — маленький вредитель, поедающий хлеб на корню. И все это будущий воротник для вашего зимнего пальто, ваша теплая шапка, ваша шуба...

Сырье для меховой промышленности имеется у нас повсюду — и за Полярным кругом и под жарким солнцем юга. По разнообразию фауны СССР занимает первое место в мире. На огромной территории нашей страны обитает более 130 видов охот-ничье-промысловых зверей; среди них есть такие, как соболь и выхухоль, которые не водятся больше нигде в мире.

Наша Родина издавна славилась «пушистым золотом»—мехами. Хищническая эксплуатация естественных охотничьих богатств в царской России грозила полным истреблением многих ценных пород зверей. Но советские биологи и охотоводы нашли новые способы обогащения наших лесов пушными зверями. Вот, к примеру, таежная красавица — сибирская сероголубая белка. Она питается кедровыми орешками, шишками ели. Ели плодоносят раз в пять-семь лет. В этот год в лесу молодых белок появляется великое множество, но в неурожайные годы количество белок резко уменьшается. Если же, например, ели опылять с самолета, они будут плодоносить чаще и, следовательно, белок и других зверьков в лесу разведется больше. Такие опыты уже успешно ведутся в Сибири.

Кто был на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и заходил в павильон Охоты и звероводства, тот наверняка останавливался перед большой и красивой картой, на которой золотыми фигурками обозначено распространение по стране редких промысловых зверей. О многом рассказывает эта интересная карта. Ознакомившись с ней, можно смело сказать, что советские люди изменяют животный мир своей огромной страны.

Знаменитые каракульские овцы, дающие шелковистый черный, золотистый и серый мех, раньше води

лись у нас только в Узбекистане и Туркмении, а теперь их можно встретить и в низовьях Волги, и на Украине, и в Крыму, и на Северо-Восточном Кавказе.

Бобры, неуклюжие зверьки с замечательным теплым, красивым и прочным мехом, начавшие было исчезать из наших лесов, теперь разводятся во многих районах СССР — там, где их никогда раньше не было. Бобры стали жителями озер и речек в Мурманской области и в Удмуртской автономной республике, и в Подмосковье, и в Красноярском крае. Бобров переносят на руках, словно детей, и доставляют на самолетах из заповедников в места, выбранные человеком для их жилья. И бобры живут и плодятся там, где им указывает человек.

Соболь расселен теперь в четырнадцати новых районах, выхухоль — в двадцати, уссурийский енот—в шестидесяти, ондатра — в девяноста двух районах.

Из года в год растет у нас добыча пушнины. Все больше и больше ценных шкурок различных зверьков охотники сдают на заготовительные базы. Добыча мехового сырья уже в 5,6 раза превзошла довоенный уровень. И все же теплых и прочных меховых изделий не хватает. Так стремительно растет на них спрос. Меха перестали быть у нас предметом роскоши, они стали первейшей необходимостью советских людей. Покупатели требуют много меховых пальто, воротников, шапок. И за короткий срок у нас выросла самая крупная в мире мехообрабатываю-щая промышленность.

На помощь звероловам, добывающим пушнину в лесах необъятной нашей страны, пришли химики-тех-нологи. Они разработали способы превращения обыкновенной овчины в выдру или кролика — в шелковистый блестящий котик.

МАШИНЫ-ПАРИКМАХЕРЫ

Современная меховая фабрика — это сложный комбинат. Большой путь проходит шкура, снятая с животного, прежде чем становится мягким пушистым и прочным мехом. На этом пути она подвергается чуть ли не ста физико-химическим операциям. Проследим этот путь на примере овчины, изделия из которой

пользуются таким огромным спросом.

...Вот в ворота меховой фабрики въезжают машины, груженные грубыми грязными овечьими шкурами. Сырую шкуру надо отмыть от налипшей грязи и овечьего жира, освободить от растворимых белковых веществ. Для этого их прежде всего тщательно промывают водой с добавкой различных химических веществ. Моются шкуры двое суток подряд, после чего с них удаляют мускуль-но-жировой слой — мездру — на так называемых мездрильных машинах. Принцип действия такой машины несложен. Резиновый вал захватывает обрабатываемую шкуру и передает ее на металлический вал, на поверхности которого укреплены стальные спиральные ножи, расходящиеся в разные стороны. Вал вращается со скоростью 1 700 об/мин, а ножи быстро и тщательно соскабливают мездру. Шкура становится чище. Но чтобы она стала окончательно обезжиренной, ей еще нужно принять содово-мыльную ванну.

Обезжиренную и хорошо промытую овчину обрабатывают раствором серной кислоты и поваренной соли, после чего она становится мягкой и пластичной. А чтобы она не боялась влаги и резкой перемены температуры, ее еще дубят.

Так шаг за шагом идет сложный процесс «облагораживания» овчины, который должен выполняться по строго разработанной методике. Малейшее отклонение от нее, самое незначительное изменение дозировки химикатов или нарушение сроков отдельных производственных операций может привести к порче целой партии меха.

После дубления влажная овчина или шкура другого какого-либо меха закрепляется зажимами на легких дюралюминиевых рамах. Транспортер доставляет эти рамы в сушильные камеры. Рамные кольцевые сушильные установки строго выдерживают установленный режим. В сушильных камерах шкура последовательно проходит несколько тепловых зон, отличающихся друг от друга и по температуре и по относительной влажности воздуха. По мере высыхания шкур автомат через определенные промежутки времени выталкивает рамы из сушилки.

Итак, шкура прошла только первые этапы обработки. Ее нужно отделы