Техника - молодёжи 1955-04, страница 27

Техника - молодёжи 1955-04, страница 27

вать и дальше облагораживать. Надо расчесать ее волосяной покров, сбившийся, свалявшийся в комочки, увлажнить ссохшуюся кожевую ткань. Для этого шкуры выдерживают в штабелях пересыпанными влажными опилками или обрабатывают в глухих вращающихся барабанах.

Длинный ряд установленных далее машин напоминает своеобразную механическую парикмахерскую. Сначала шкуру расчесьюают на чесальной машине, где два медленно вращающихся валика захватывают шкуру и передают на рабочий вал, обтянутый кардолентой, то-есть быстро движущейся щеткой со стальными иглами. Эта щетка распрямляет спутанные и слипшиеся волосы, тщательно расчесывает их. Рабочий при этом следит за тем, чтобы во время перемещения шкуры не образовывались складки.

Подстригают волосяной покров тоже машины. На валу стригальной машины расположены спиральные ножи, а параллельно оси этого вала расположен неподвижный плоский нож. Сочетание этих ножей образует подобие ножниц, аккуратно и ровно подстригающих шкуру. Срезанный волос не выбрасывается, а идет в войлочно-валяльное производство для изготовления валенок, шляп и других фетровых изделий.

Расчесанную, подстриженную шкуру надо еще выгладить. Функцию

«утюга» выполняет гладильная машина, внутри вала которой смонтировано электрическое обогревающее устройство. Вал нагревается до 200° и при вращении разглаживает шкуру. Глажение придает шкуре блеск, после чего ее уже можно красить в требуемый цвет.

ОВЧИНКА СТОИТ ВЫДЕЛКИ

Меха, выделанные руками русских мастеров, высоко ценились повсеместно за безукоризненную ровность и за великолепную окраску. Но рус-кие меховщики пользовались заграничными химикатами, привозными красителями. Промышленность царской России их не выпускала. Большое количество мехов вывозилось для окраски в другие страны.

Советская химическая промышленность дает меховщикам прочные отечественные красители. Увеличилась и палитра красок, благодаря чему меховщики получили возможность создавать такие красивые и неожиданные тона и отливы, каких не придумала даже сама природа.

Овчина, например, облагороженная под выдру, окрашивается не только в различные оттенки коричневого цвета, но и в черный, и в пепельно-серый, и в серебристо-голубой и даже в светлобежевый цвет.

После окраски шкура опять су

шится и вторично проходит многие операции, о которых мы уже рассказали.

И лишь на десятый день после того, как грузовики доставили на фабрику сырую овчину, сортировщики растягивают на огромном столе шкурки блестящего, прочного, бархатистого меха, который не отличишь от меха настоящей выдры.

Устарела прежняя поговорка: «овчинка выделки не стоит!»

Овчина, ставшая шкуркой выдры, поступает на швейную фабрику. Здесь рождаются женские меховые пальто, детские шубки, куртки для летчиков, теплые шапки.

В последнее время в лабораториях НИИ меховой промышленности разработан способ окраски меха посредством аэрографа — пульверизатора особого устройства. Овчина или какой-либо другой мех сначала красится в ровный светлый тон, а затем аэрографом на мех наносятся темно-коричневые полосы. Когда смотришь на пальто из такого меха, кажется, что оно сшито из отдельных шкурок какой-то мало известной, но очень ценной пушнины.

Одна из интересных новинок нашей меховой промышленности — нарядные детские шубки из меха таких редких зверей, как леопард и оцелот (дикая кошка).

Откуда же получают в достаточном количестве скорняжно-пошивоч-ные фабрики шкуры леопардов и оцелотов? Ответ очень прост. Скромный, трусливый кролик по воле меховщиков превращается в свирепого обитателя джунглей и тайги. Делают это при помощи трафаретного способа окраски. На кроличьи меховые пластинки накладываются металлические трафареты и по ним наносятся красители.

Научная мысль идет дальше. Уже сейчас в лабораториях шкуру красной лисицы облагораживают под шкурку куницы, сурка, норки, шкурку кролика—под соболя, шкурку белого песца — под голубого.

Как же добиваются специалисты таких поистине «чудесных» превращений? Путь этот таков: шкурки лисицы, сурка и других зверей сначала отбеливают, вытравляя естественную окраску меха. Белый или кремовый мех затем окрашивают под цвет мехового волоса соболя, куницы, норки.

Шкурки такой имитации трудно отличить по цвету, по выработке волосяного покрова от настоящей ценной пушнины.

В недалеком будущем советские покупатели смогут приобрести шубы «под куницу», «под соболя», «под норку». О родословной мехов будет говорить только их дешевизна.

В физической лаборатории института сконструирован фотоэлектрический прибор, он измеряет яркость блеска волосяного покрова. При помощи этого «блескоизмерителя» можно будет быстро и точно контролировать качество пушнины на приемных пунктах и предприятиях.

Научные работники институтов и производственных лабораторий напряженно трудятся над тем, чтобы разработать новые, более совершенные способы имитации меха и помочь промышленности непрерывно увеличивать выпуск и улучшать качество меховых изделий, одновременно снижая их стоимость. Немало достигнуто в этой области, но впереди еще много труда, много исканий и, несомненно, много успехов.

АВГУСТЕЙШИЙ ПРЕЗИДЕНТ И ЖЕНЩИНА-УЧЕНЫЙ

Однажды группа ученых во глам с Л. Л. Чебышеаым и Д. И. Менделеевым обратилась с ходатайством в Рос. сийскую Академию наук. Ученые просили о предоставлении права научной работы на родине Софье Ковалевской, профессору Стокгольмского университета. Президент Академии великий князь Константин наложил высочайшую резолюцию:

«...доступ на кафедры в наших университетах для женщин закрыт, каковы бы ни были их познания и способности».

ОРУЖИЕ АРХИМЕДА

Однажды Архимед, защищая родной город Сиракузы от нападения римлян, так напугал врагов своими невиданными боевыми машинами, что едва после этого над стенами показывалась простая пална или веревка, римляне бросались бежать с криком: «Архимед опять направляет на нас на-кую-то машину!»

НЕОЖИДАННАЯ НАХОДНА

Однажды ученый Келли купил у одного флорентийского колбасника сосиски. Случайно взглянув на бумагу, в которую они были завернуты, Келли обомлел: он узнал почерк Галилея.

Бережно спрятав лоскут бумаги, ученый отправился на розыски. Выяснилось, что весь архив Галилея от его биографа Вивиани попал к одному неграмотному человеку, и тот уже начал распродавать бумагу на обертку.

Ценнейшие записи Галилея были спасены.

ШУТНА ЛУТУГИНА

Когда Леониду Ивановичу Лутугину, основоположнику инженерной геологии, предлагали стать директором или членом правления того или иного акционерного общества, он, будучи человеком бескорыстным и честным, от» шучивался:

— Куда мне! Жить мне осталось мало. Нахапать много не успею, а некролог себе испорчу!

25