Техника - молодёжи 1955-12, страница 9

Техника - молодёжи 1955-12, страница 9

Студенты на занятиях в библиотеке.

Днепр, а вообще река. По заданию Ги-дроэнергопроекта МЭИ решает на этой установке задачу, как искусственное препятствие влияет на течение воды в зависимости от глубины, скорости, расхода и других причин.

На много метров по лаборатории растянулся плоский, довольно широкий ящик, прикрытый стеклом. Как-то одиноко по середине ящика лежит крошечная пластмассовая модель детали турбины. Здесь гидротехнические сооружения и машины испытываются не водой, а струями газа. Этот остроумный способ разработан А. Г. Аверкиевым. Подкрашенный дым, обтекая препятствия на своем пути, меняет направление и быстро показывает достоинства и недостатки гидротехнического сооружения или детали.

В Московском энергетическом институте новый способ исследования стал темой диссертации бывшего воспитанника МЭИ И. В. Лебедева. Диссертант ввел очень остроумное усовершенствование в «испытание моделей ветром». Понять его значение можно быстро. Начинается исследование, и вы видите, как под стеклом стремительно несется целый поток искр. Сначала крошечные огоньки движутся совершенно прямолинейно. Но, наткнувшись на исследуемую деталь, струи газа меняют направление, и начинается причудливый танец искр. Эта красивая картина легко запечатлевается фотоаппаратом, и, разобравшись во всех сложных завитках, проделанных искрами, можно судить о качестве нового гидротехнического сооружения.

Нелегко было создать методику искрового исследования. Искры весь свой довольно длинный путь должны пролетать, не вспыхивая пламенем и не угасая. В то же время необходимо, чтобы поверхность стекла, «русло реки» и вообще все детали оставались совершенно чистыми. Долго И. В. Лебедев подбирал подходящий для искр материал, рассчитывал скорость газовых струй, при которой жизнь искр была бы достаточно продолжительной и гаснущие частицы не забивали бы миниатюрных сооружений. Лучших результатов удалось добиться, применив сухие деревянные опилки. Но с ними пришлось повозиться, отбирая необходимые размеры, придумывая самый удобный и безопасный метод превращения серых опилок в яркие искры. Труд И. В. Лебедева получил достойную оценку. Его диссертация служит новым средством исследования.

Все работы в этой лаборатории ведет кафедра гидравлики, руководимая про

Не только тепло, но и вода служит источником энергии, превращаемой генераторами в электричество. Гидроэнергетический факультет МЭИ, деканом которого является профессор Т. Л. Золотарев, готовит инженеров-гидротехников, работающих на всех крупнейших стройках и действующих гидроузлах.

В лаборатории этого факультета внимание привлекает монотонный звук, кажущийся сначала странным: это журчит ■ода. Она всюду. В прозрачных длинных лотках она, пенясь, сбегает с моделей водосливов различной формы, она течет в стальных толстых трубах, покоится в объемистых стальных баках. Внизу вода струится широким ручьем, обегая искусственное препятствие, стиснувшее «русло». Через отверстие в полу видно, как завихряются струйки, наталкивающиеся на модель перемычки. Фотографический аппарат, нацеленный на эту перемычку, автоматически снимает все происходящее в «реке». «Река» внизу не Волга, не Дон, не

Бассейн для плавания.

способлений, таящихся в недрах турбины во время испытания.

Большая мощность турбины должна на что-то расходоваться. Для этого пользуются гидротормозом — своего рода гигантским сило,-мером, подвижную часть которого поворачивает испытываемая турбина. Гидротормоз устроен так оригинально, что и человек может испы

тать на нем свою мощность. Правда, она получится увеличенной во много раз. Легкий толчок рукой — и стрелка измерительного прибора, соединенного с подвижной массой гидротормоза, показывает, что вам удалось привести в движение несколько тонн стали.

Всеми работами лаборатории тепловых двигателей руководит стоящий во главе кафедры тепловых двигателей член-корреспондент АН СССР А. В. Ще-гляев, выдающийся советский теплотехник, который, в частности, добился широчайшего внедрения электроники в исследования тепловых машин.

фессором С. В. Иэба-шом. Здесь же на модели, построенной сотрудниками МЭИ и студентами, профессор Иэбаш провел свои опыты по перекрытию русла реки каменной наброской. Специальные методы построения плотин, разработанные профессором Избашом, дали народному хозяйству экономию во много миллионов рублей.

Большую известность и не только у нас, но и за границей приобрели исследования, проведенные на электроэнергетическом факультете профессором В. А. Ве-никовым. Им была создана электродинамическая модель. Благодаря этой модели в стенах МЭИ разрешен ряд очень сложных практических вопросов, вставших перед строителями высоковольтной электропередачи Куйбышев—Москва. Труды В. А. Веникова в то же время заложили основы советской школы физического моделирования электрических систем.

В лабораториях, связанных с исследованиями электрических сетей, аппаратуры, машин и т. д., сейчас же ощущаешь, что попал в особый мир, где нужна постоянная настороженность, внимание ко всем «мелочам», о которых нельзя забывать, чтобы не повредить дорогую и тонкую аппаратуру, а то и самому не оказаться одним из «проводников» в электрической цепи.

Лаборатории кафедры электрических станций заняли пять этажей большого здания. Тут своя электрическая станция с полным электрическим оборудованием, со всеми пультами, приборами, машинами.

Инженер-электрик должен обладать особым «чувством системы», чтобы быстро и уверенно управлять многими объектами, связанными в одну цепь. Развить это чувство помогают «диспетчерские игры» на специальных пультах, подобных настоящим пультам Мосэнерго. Преподаватель сидит за одним пультом, студент — за другим. На большом вертикальном щите — множество сигнальных разноцветных ламп, включенных в схему, где условно показаны и электрические станции, и подстанции, и связывающие их провода. Щит снабжен приборами, измеряющими мощность, силу тока, напряжение отдельных агрегатов.

Преподаватель на своем пульте вызывает «аварию». Это мгновенно отражается на вертикальном щите: загораются соответствующие сигналы, приходят в движение стрелки измерительных приборов. Студент должен немедленно со своего пульта ликвидировать «аварию» — выключить аварийный участок, направить ток по другим проводам, одну машину разгрузить, другую нагрузить побольше.

Неправильный поворот ключа — и «авария» станет еще тяжелее, а порою последствия неумелого переключения вообще не удастся исправить. Преподаватель и группа студентов, сидящих на скамьях позади пультов, следят за поведением «диспетчера». Если он поступит правильно, «авария» ликвидируется. Ошибочное переключение вызывает тревожное мигание сигнальных огоньков. Во время диспетчерской игры «аварию» переживает не один студент, а еще и целая группе болельщиков.