Техника - молодёжи 1956-11, страница 30

Техника - молодёжи 1956-11, страница 30

WHoio OlSacL

Фотонаборная машина — счастливица в технике. Она уже получила общее признание, хотя окончательно еще не изобретена.

Рис. И. КАЛЕДИНА и Г. КЫЧАКОВА

Цто такое гусиное перо, знает каж-"дый. Но слово «карактрон», как я убедился, совершенно неизвестно. Правда, на русском языке оно встречалось лишь в маленькой книжке, которая в продажу не поступала, — ее раздавали два года назад на одном совещании. Если кто и помнил это слово, то, наверно, уже забыл.

Общее между гусиным пером и карактроном то, что они орудия письма.

О ПЕРЕ

РИСУНОК

ПУАНСОН

Гусиным пером писали еще наши прадеды, оно изображено на памятнике Пушкину. Чтобы написать бессмертные строфы «Онегина», Пушкин покупал в лавочке перья обыкновенных гусей, выдержанные в горячей золе и очищенные от верхней кожицы. Потом он затачивал перо острым ножиком, делал расщеп, макал перо в чернила и писал. В те времена перьями для письма почему-то славились арзамасские гуси.

А Чехов писал уже стальным пером.

Сейчас многие пишут авторучками. Это не такое уж новое изобретение, как полагают. Еще в старину писцы придумывали себе автоматические перья. В одной древней рукописи говорится о писце, который «перо чинит, и верх у него творит пол, и в чиненый конец... накладывает чернила доверху. И потом верхний конец заложит перстом вторым правое руки и пишет страницу всю. И как последнее слово на последней строце напишет, и в перо чернило изойдет все».

Затыкать перо пальцем неудобно— а вдруг отпустишь? И получится клякса на полстраницы. Так что поршенек и пипетка наших авторучек— это первый вклад механики в устройство орудий письма.

КАК ПИСАТЬ КРАСИВО?

Писать красиво — это целое искусство. Очень трудно и долго написать что-нибудь ОТТИСК

вполне хорошо. Вот заголовок этой статьи. Я писал его кисточкой почти целый день, а в нем всего двадцать шесть букв. Если такими темпами писать всю статью, пожалуй, не хватит и года. Как же ее написать? Писать красиво — это значит, что все буквы должны быть четкие, одного роста и похожи друг на друга, все строчки должны быть одной длины и между ними — равные промежутки.

Вот какие основные этапы проходит сейчас буква, прежде чем она встанет на свое место в статье.

МАТРИЦА

СТРОКА

Этих жестких требований не выдерживает даже письмо на пишущей машинке - оно не годится для серьезной работы.

Буквы машинописи нечеткие, строки неодинаковой длины и буквы одной ширины. А в красивом письме буква «Г» должна быть поуже, а буква «Ж» или «М» — пошире.

Как же в таком случае удалось написать эту статью? Ее писали типографским способом.

ТИПОГРАФСНИЙ СПОСОБ

Вы поправите — печатали типографским способом? Нет, писали. Печатали ее потом совершенно другим способом — глубокой печатью. Но для того чтобы изготовить форму глубокой печати, нужно иметь изображение текста статьи и фотографическим способом нанести его вместе с рисунками на поверхность медного цилиндра. Вот это «изображение текста» и нужно написать.

Сначала каждую строчную и прописную букву, встречающуюся в статье и во всем журнале, конечно, рисовал художник — иначе откуда бы им взяться? Потом рисунки пересняли и отвезли на завод. Здесь по фотографии мастер вырезал из латуни увеличенные шаблоны букв. По шаблонам на гравировальной машине нарезали штампы — пуансоны. Эти пуансоны вбивали в латунные матрицы. Из матриц в наборной машине — линотипе — собрали строки и залили их расплавленным металлом — гартом. Металл застыл, образовались литые строки с выпуклыми буквами. Их собрали в столбцы, укрепили в печатной Машине, покрыли краской и оттиснули. На бумаге или пленке получилось изображение текста. С него уже делали форму глубокой печати.

Согласитесь, что это очень длинный и кропотливый способ. Он применяется только потому, что очень многие издания до сих пор печатают прямо с отлитых строк. Но для быстроходных печатных машин и новых, прогрессивных способов печати отлитые строки не могут служить формой. И поэтому нужны какие-то другие, более простые способы получать «изображение текста». Их ищут вот уже сто лет. А ведь это значит: сто лет люди ищут способа писать вполне красиво, четко и быстро.