Техника - молодёжи 1957-04, страница 19

Техника - молодёжи 1957-04, страница 19

улицы города опустели. Все окна закрыты глухими ставнями. А на пустынных улицах рыскают собаки в сопровождении вооруженных людей.

Это жители города ловят невидимого человека, объявившего им войну.

Нет, не смог невидимка победить людей, хотя и пылал к ним поистин смертельной злобой и думал, что его нельзя обнаружить. Оказалось, что он не был защищен от них так надежно, как ему казалось вначале, когда пошел он на свой смелый эксперимент.

Люди победили невидимку, выдуманного великим фантастом Уэллсом. Но в реальной жизни погоня за настоящим н видимым врагом только начинается

Вокруг нас много невидимок, полезных и нужных нам, но далеко не безвредных Вот, например, различные микрочастицы Ежесекундно обстреливает мировое пространство нашу Землю мириадами космических частиц. Подавляющая их часть не доходит до нас. Но мы все время находимся под действием небольшой радиации, вызванной этими лучами Извечно также действует на человека радиация земной коры—следствие распада скрытых в ней радиоактивных веществ.

За многие миллионы лет существования жизни на Земле живые существа выработали своего рода иммунитет привыкли к этим излучениям. Такие излучения — общая величина их состав яет приблизительно 4,3 рентгена за 30 лет жизни — не представляют никакой опасности для человека.

Об единице облучения — рентгене — мы расскажем ниже.

В последние десятилетия к < естественному» излучению присоединились излучения от разнообразных и кусственных источников.

Вот часы со светящимся циферблатом, которые вы носите на руке. В этих часах есть микроскопическая примесь радиоактивного вещества, из-за этого они и светятся. Но это радиоактивное вещество ежедневно, ежечасно, все время облучает человека, который носит часы. Вот вам еще 0,5 рентгена за 30 лет жизни

Разрядка электроскопа под действием лучей.

Современная медицина — наука оснащенная самой передовой аппаратурой. При медицинских исследованиях вас подвергают действию различных аппаратов, в том числе и рентгеновских. Эти исследования единичны, с обычным здоровым человеком их производят не часто, но все-таки производят. При каждом рентгенологическом обследовании человек получает известную дозу облучения. За 30 лет за счет таких облучений набегает в среднем еще 3 рентгена.

С развитием атомной техники появляется много радиоактивных отходов ядерных реакторов, отходов, с которыми и сделать ничего нельзя. Пока эти вещества не распадутся, они будут излучать.

Кроме того, при различных атомных и водородных взрывах колоссальное количество радиоактивных веществ взлетает в воздух. Эти вещества также увеличивают общую радиоактивность воздуха за этот же срок на 0,1—0,2 рентгена.

В общем человек середины XX века за 30-летний период своей жизни получает уже не 4,3, а 8 рентгенов. Как мы видим, число выросло, и рост довольно внушительный. До все еще безопасного предельного уровня — 15 рентгенов за 30 лет жизни — остается хотя и достаточный, но не так уже большой промежуток. Сверх этой величины излучения будут уже вредно влиять на потомство людей. Поэтому надо уметь и обнаруживать и регистрировать излучения, чтобы в случае надобности защититься от них, поскольку они могут причинить человеку весьма серьезные неприятности.

Ведь и обычный огонь, который столько добра сделал людям, при малейшем недосмотре превращается в их лютого врага.

Регистрировать частицы — дело не простое. Им с самого начала, с самого зарождения ядерной физики занимались ученые. Для регистрации ядерных частиц и излучений было выдумано множество разнообразных приборов.

Ядерных частиц много. Сейчас мы знаем их уже более десятка. Но они легко разбиваются на две основные категории: частицы, обладающие электрическим зарядом, и незаряженные частицы. Кроме того, имеются лучи, которые, подобно световым, распр страняются со скоростью света.

Как их обнаружить?

Большинство частиц обладает электрическим зарядом. Он ничтожно мал. Но избавиться от него частица не может, иначе она перестанет быть сама собой.

Как же ничтожно малым зарядом частицы создать ток, который можно измерить прибором?

Оказывается, это можно сделать, используя тот факт, что движение заряженной частицы обычно не остается бесследным. Частица движется сквозь ка-кое-то вещество, состоящее из атомов. Сами атомы электрически нейтральны, однако они состоят из двух частей: положительно заряженного

Б. СМАГИН

ядра и электронной оболочки — из электронов, окружающих ядро.

Двигаясь мимо нейтральных атомов, частица взаимодействует с ними и как бы срывает с их оболочек электроны. Вместо нейтральных атомов на ее пути образуются заряженные атомы — ионы.

Их заряд также ничтожно мал. Но одна частица ионизирует очень большое количество атомов. И их общий заряд может оказаться достаточным для того, чтобы его обнаружить. Например, альфа-частица создает в воздухе около 200 тыс. пар ионов! Это уже заряд, который вполне можно зарегистрировать.

По ионизации, создаваемой в веществах, и сравнивают различные излучения. Больше ионизация — более мощное излучение, больше частиц или лучей оно содержит.

Единицу излучения назвали рентгеном в честь великого немецкого ученого Рентгена. Один рентген излучения создает в 1 см3 воздуха, взятого при нормальных условиях, немногим более 2 млрд. пар ионов.

Ионизацию создают заряженные частицы — альфа-частицы, протоны — ядра водорода, электроны, иначе называемые бета-частицами, и еще некоторые, менее распространенные.

Кроме этих заряженных частиц, часто приходится иметь дело с гамма-лучами. Гамма лучи также об-• разуют в веществах, сквозь которые они проходят, ионы. Кроме того, они могут выбивать из вердых веществ вторичные частицы—электроны. Эти-то вторичные частицы и можно затем регистрировать.