Техника - молодёжи 1957-07, страница 32

Техника - молодёжи 1957-07, страница 32

Щ

\

Приведенные нише статьи были переданы по радио станцией, находящейся на Фобосе — одном из сп у т ни нов Марса, — для радиослушателей южного полушария этой планеты. Сигналы передачи удалось уловить направленной антенной большого тибетского радиотелеснопа и расшифровать с помощью элентронно-счетных машин. Автором первой статьи оназался знаменитый марсиансний ученый Фети Qp, автором второй — молодой астрофизин Да Ваг.

Подготовляя перевод этих статей для научно-популярного журнала, мы перевели марсиансние меры в метричесние, расшифровали неноторые термины и снабдили номментариями отдельные места.

ФЕТИ ОР ОБРАЩАЕТСЯ К МАРСИАНАМ *

Земля! Зеленая планета, первой вспыхивающая на темно-синем бархате неба, последней гаснущая в ярком свете наступающего дня! Наша ближайшая соседка в семье планет солнечной системы! В древности у многих народов экватора ты считалась богиней Жизни, тебе молились, приветствуя твой восход. Сколько марсианских астрономов долгие годы посвятили изучению твоей природы! Сколько книг написано о тебе! И, наверное, именно ты будешь первой планетой, почву которой опалят выхлопы реактивных двигателей опускающегося космического корабля марсиан — посланцев жизни и разума.

Этот час недалек. И настало время подвести итог бесчисленным наблюдениям астрономов и астрофизиков, попытаться представить себе, что же могут встретить наши астронавты, преодолев миллионы километров разъединяющего наши миры космического пространства, достигнув Зеленой пла-

J Обычная форма начала всякой статьи, принятая на Марсе.

неты. Будет ли эта величайшая победа марсианской науки и техники вместе с тем торжественной встречей живых с живыми, разумных с разумными, или жителям Марса придется убедиться, что по крайней мере в семье планет солнечной системы у них нет братьев по мысли?

То, что жизнь должна существовать везде, где развитие материи вступает в подходящую для этого фазу, является одной из старейших доктрин марсианской философии.

Но в настоящее время большинство ученых считает, что единственной носительницей жизни среди планет солнечной системы, кроме Марса, может быть только Земля.

Землю нередко называют двойником Марса. Однако разница в диаметрах влечет за собой разницу в массах планет: масса Земли в 10 раз больше массы Марса, и сила тяжести там в 3 раза больше, чем на Марсе.

Резко различаются между собой физические условия, существующие на поверхностях планет. Земля находится в 1,5 раза ближе к Солнцу, чем Марс, поэтому на Землю обрушивается гигантский поток лучистой энергии. Температуры ее поверхности, измеренные различными методами, колеблются в сравнительно узком пределе: от +35 до —55°.

Твердое ядро Земли в большей своей части покрыто слоем жидкости Последние исследования подтвердили, что этой жидкостью является вода. И лишь треть всей поверхности этой планеты является твердой сушей

Но и эта твердая часть отнюдь не похожа на ровную поверхность идеально пригодного для жизни Марса. Ее пересекают горные хребты, поднимающиеся над уровнем океана на высоту нескольких тысяч метров, рассекают глубокие извилистые долины, по которым, вероятно, стекают обратно в океаны воды, выпавшие на материки в виде осадкоз.

Атмосфера соседней нам планеты значительно толще и тяжелее нашей. Тончайшие спектральные исследования позволили довольно точно определить ее состав. Оказалось, что в отличие от марсианской атмосферы, состоящей на 98% из азота и почти 2% углекислого газа, атмосфера Земли содержит около 21 % кислорода. Углекислого газа, без которого жизнь вообще невозможна, того самого газа, из которого марсианские растения, по существу, строят клетки своих организмов, разлагая его на углерод и кислород, в атмосфере Земли обнаружить не удалось. А ведь точность достигнутых нами измерений такова, что будь его там даже 0,05% 2, он был бы обнаружен.

1 Суша составляет 29.2о/0 поверхности Земли. Марсианские астрономы, вероятно, принимали за сушу и покрытые вечными льдами пространства полярных морей.

2 в атмосфере Земли содержится 0,03 о/л углекислого газа.

Надо еще упомянуть, что густая атмосфера Земли, сжатая могучим притяжением этой планеты, создает на уровне океана гигантское давление, примерно в 12 раз большее, чем у нас на Марсе.

В свете этих данных и рассмотрим вопрос о возможности жизни на Земле.

Опыты, поставленные Гени Оза, показали со всей убедительностью, что самое существование сухого органического вещества 8 атмосфере, содержащей большие количества кислорода, невозможно. В атмосфере, состоящей на Vs из кислорода, вспыхивают и сгорают все марсианские растения, содержащие, как известно, до 35% воды. Так же стремительно окисляются, сгорают при избытке кислорода и дыхательные органы марсианских животных. Невозможно представить себе живые организмы, которые бы смогли приспособиться к жизни в атмосфере, столь богатой этим сильным окислителем.

Но и возникнув, жизнь на Земле не смогла бы просуществовать долго.

Температура воздуха близ поверхности Земли нередко повышается до 35 и выше градусов. При этой температуре уже возможно самовоспламенение органических веществ. Но пусть даже его не будет, причиной пожара может стать случайная молния, извержение вулкана, искра от удара скатывающегося по склону горы камня. И потушить такой пожар, пока он не пожрет все горючее в яростно окисляющей атмосфере Земли, вряд ли было бы возможно.

Даже наши космические корабли, которые проектируются для попета на Землю, мы должны предохранить от влияния этой окисляющей атмосферы. Во всяком случае, те легкие сплавы натрия и магния, из которых обычно строятся наши и летательные и космические аппараты, не пригодны для кораблей, летящих на Землю. Нагревшись при вторжении в атмосферу, они вспыхнут и сгорят.

Вместе с тем наши растения в условиях недостатка углекислого газа, как правило, гибнут от голода, несмотря на обильно удобренную почву и достаточное количество солнечного света. Таким образом, почти полное отсутствие в земной атмосфере углекислого газа — также свидетельство того, что жизни на Земле быть не может.

Наличие больших количеств водяного пара в атмосфере также не~г^орит за возможность жизни на Земле. Ни растения, ни животные не смогли бы