Техника - молодёжи 1957-09, страница 45ТРИ книги О ЖЮЛЕ БЕРНЕ Не случайно у нас вышли за короткий промежуток времени сразу три книги1 о прославленном французском фантасте. Это произошло потому, что Жюль Верн пользуется в Советском Союзе большой и заслуженной популярностью. Книги эти неодинаковы по жанру. Андреев и Брандис написали исследования о жизни и творчестве Верна, Борисов — биографический роман. Наиболее удачной из трех нам представляется книга Кирилла Андреева. Он сумел соединить глубокое знание материала с увлекательностью изложения. Чтобы написать хорошую книгу о писателе, мало знать его творчество. Необходимо еще знать обстановку, в которой он работал: страну и людей, в обществе которых он вращался, литературные и политические влияния, которые он испытывал; нужно знать историческую эпоху, ь которую протекало его творчество. К. Андреев, безусловно, основательно изучил материал для своей книги. Он ознакомился с трудами критиков и биографов Жюля Верна, с его перепиской и дневниками. Он внимательно изучил бурный период времени, совпавший с жизнью и творческим трудом знаменитого романиста. К этому еще надо добавить, что К. Андреев отлично знает научно-фантастическую и утопическую литературу, как предшествующую Жюлю Верну, так и современную ему и последовавшую за ним. И все же всего этого было бы недостаточно, чтобы создать книгу, которую с увлечением прочел бы молодой читатель. Необходимо еще владеть уменьем живого, образного изложения. Это искусство доступно К. Андрееву. И его книга читается с большим интересом, обогащая сведениями о жизни Жюля Верна, полной труда и творческих исканий, о героях его книг и их прототипах, о его личной жизни и политических симпатиях, в частности о его связях с коммунарами. Книга ценна и тем, что она раскрывает перед читателем творческую лабораторию Жюля Верна и учит критически разбираться в творчестве писателя. Книга Е. Брандиса также представляет собой серьезное исследование жизни Жюля Верна, но написана несколько суше. Если книга К. Андреева — беллетри-зированный очерк, то у Брандиса сделан больший упор в сторону критико-лите-ратуроведческую. Соответственно с этим он больше внимания уделяет творчеству писателя, чем его жизни. Однако и эта книга представляет интерес.. Автор ее, как и Андреев, совершенно правильно увязывает рассказ о творчестве Верна с достижениями науки и техники, которые стимулировали это творчество. Так, например, говоря о романе «Робур-завое-ватель», Брандис подробно рассказывает о тех спорах между сторонниками воздухоплавания и авиации, которые предше 1 Кирилл Андреев, Три жизни Жюля Верна. Москва, изд-во «Молодая гвардия», 1956, 310 стр. Е. Брандис, Жюль Верн. Ленинград, Детгиз, 1956, 247 стр. Леонид Борисов, Жюль Верн. Ленинград, Детгиз, 1957. 38 йшрс наг и журналов jpt * ишищ ствовали созданию романа, о работе изобретателей в обеих этих областях. Ценную особенность книги Е. Брандиса представляет собой ее заключительная глава — «Жюль Верн и Россия». Автор останавливается на тех романах Верна, действие которых происходит в России или героями которых являются русские, и особенно подробно сообщает о переводах и изданиях Жюля Верна в России. К сожалению, более кратко говорится об изданиях Верна у нас после Октябрьской революции. В романе Леонида Борисова, естественно, гораздо больше уделяется места личной жизни писателя, чем в исследовательских трудах. Борисов тесно сочетает личную биографию Жюля Верна с творческой, и в этом его несомненная заслуга. История развития писательского дарования, создания отдельных произведений тем более становится интересной, чем больше читатель узнает, как формировались талант, вкусы и взгляды писателя, в какой обстановке он жил и работал. В книге Борисова рассказано о многом, что лишь в самом кратком виде вошло в исследовательские книги Андреева и Брандиса: о семье и родных писателя, о его первой неудачной любви, о его близких друзьях и встречах с интересными людьми, о его путешествиях. Все это облекает образ Жюля Верна живой плотью, делает его зримым и осязательным. Вот почему эта книга, вышедшая уже вторым изданием, хорошо принята читателями. Но есть в ней и серьезные недостатки. Борисов пользуется некоторыми приемами, нарушающими достоверность. Едва ли не главный из них — крайняя анекдотичность. Вот Барнаво, близкий друг писателя, сыгравший, по-видимому, огромную положительную роль в его жизни. Но как это произошло? Оказывается, Барнаво предложил редактору газеты, у которого он служил швейцаром, дать «сенсацию»: поместить в номере вымышленные предсказания вымышленной гадалки. Одно из этих предсказании состоит в том, что только что родившийся у адвоката Пьера Верна сын Жюль будет знаменит. С этого «острого» сюжетного хода начинается роман. А со временем Жюль и вправду стал знаменит. Подобных анекдотов в романе много. Другой недостаток — афористичность. Удачный афоризм приятен. Если он соответствует характеру высказывающего его лица — еще лучше. Но в этом романе буквально все сыплют афоризмами, парадоксами, остротами: и Жюль Верн, и его жена, и издатель, и Барнаво, и другие люди, и даже сам автор. Это становится назойливым, а главное — стирает различия между людьми. А. ПАЛЕЙ САТЕЛЛИТЫ ЗЕМЛИ В дни, когда под ногами альпинистов оказалась заоблачная высота — Эверест, исследователи заатмосферных высот уже готовились к разведке космоса. Подготовка к этому потребовала много времени. большого количества специалистов и массу творческой выдумки. Представители 40 стран участвуют в изучении заатмосферных высот, но только несколько десятков разведчиков выйдут в путь: это сателлиты — автоматические разведчики глубин воздушного океана. Они будут производить исследования в околоземельном космическом пространстве и «докладывать» на Землю о строении и составе атмосферы, об интенсивности радиации, о характере космического излучения и о многом, многом другом. спутник ТРЕТ ЬЯ СТУПЕНЬ ВТОРАЯ СТУПЕНЬ «Представители» Советского Союза пойдут по маршруту через полюса Земли, а «представители» США — над экватором. О том, сколь грандиозна подготовка к разведке воздушного океана, свидетельствует недавно выпущенная издательством «Советское радио» брошюра в которой изложены доклады видных ученых США, занятых изготовлением и подготовкой к запуску разведчиков космоса. Эти разведчики делятся на две группы: ракеты и сателлиты — искусственные спутники. Ракеты производят исследования по вертикали, а сателлиты — по горизонтали. Недостаток первых заключается в том, что время пребывания их на той или иной точке высоты незначительно. Сателлиты-спутники могут находиться на заданной высоте продолжительное время. Орбита спутника представляет собой замкну- Траектория тую окружность на опре- запуска деленной высоте над по- спутника верхностью Земли. с трехступенча- Расчеты показывают, той ракеты. 22м ПЕРВАЯ ступень 1 «И скусственный спутник 3 е м л и». Изд-во «Советское радио», 1957, 75 стр., цена 2 р, 25 к. \
|