Техника - молодёжи 1957-09, страница 46Схема трехступенчатой ракеты. Первая ступень — управляемая ракета — забрасывает всю конструкцию на расчет-ную высоту и обеспечивает /5% требуемой орбитальной скорости движения спутника. Вторая ступень — ракета с двигателем на жидком топливе — обеспечивает подъем на следующий этап высоты и, кроме того, 32% орбитальной скорости движения спутника. Третья ступень — ракета с двигателем на твердом топливе. Спутник расположен в переднем конце ее и отделяется в момент, когда достигнута требуемая скорость на орбите. что спутник, запущенный на высоту 480 км, сможет продержаться на круговой орбите около года, на высоту 320 км — 15 дней, а на высоту 160 км— меньше часа. * Небезынтересны данные о температуре на разных высотах, приводимые в докладе «Исследования межпланетного пространства с помощью спутника Земли». На высоте 20—25 км она равна —80°. На высоте 50 км температура равна уже нулю, а на высоте выше 160 км достигает -Ы5000, +2000°. Именно в этой области и будут находиться орбиты сателлитов. Не следует забывать, что на этих высотах сильно разреженные газы. Поэтому температура здесь теряет свое значение. Пути свободного пробега молекул газа там велики, а соударения редки. Из-за низкого давления снижается теплопроводность газа и создаваемый ими нагрев. В докладе «Запуск спутника на его орбиту» приведены доказательства, какой вид транспорта является лучшим для доставки сателлита на заданную высоту. Расчеты показывают, что для этого лучше всего применить трехступенчатую ракету. В докладе «Проблемы телеметрии при запуске спутника Земли на его орбиту» рассказывается, что в спутниках, запускаемых на большую высоту, телеметрии предъявляются очень высокие требования. От приборов, передающих информацию на Землю, требуется «доносить» сотни разных сведений с большой степенью точности. * В ракете, несущей спутника, устанав-ливается 4 передатчика. Их работа согла-сована по меньшей мере с работой 20 наземных станций, развернутых на тысячи километров одна от другой. В докладе «Проблемы управления и питания спутников Земли, оборудованных приборами» указывается на несколько возможностей питания спутников энергией. Энергию Солнца они могут использовать через кремниевый фотоэлектрический генератор. Энергию атомного распада — от «горячего кирпича» из радиоактивного элемента, например стронция 90. Мыслится использование на спутнике даже и ядерных реакторов, имея в виду, что в настоящее время таковые могут быть сделаны небольшого раз* мера. В докладе «Сопровождение спутника Земли и передача данных по радио» приведено описание, как с помощью электронно-счетных устройств будет осуществляться сопровождение спутника и обработка получаемых от него по радио данных. Устройство управления и генераторы энергии на искусственном спутнике: А — генератор с термоэлементами; Б — с фотоэлементом. Постоянное направление генератора на Солнце осуществляется с помощью элементов В, установленных у горизонтальной и вертикальной осей вращения генератора. Лучи Солнца неравномерно действуют на светочувствительные поверхности 1 и 2, создавая сигналы вращения. Когда свет падает на фотоэлемент 3, вращение останавливается. Устройство термоэлемента показано на рисунке Г. Термопары 4 установлены так, что концы 5 нагреваются лучами, отраженными от зеркала, а концы б охлаждаются маслом, циркулирующим через радиатор. На рисунке Д показано устройство для направления отражателя антенны 7 к Земле. Она управляется рядом счетчиков, фиксирующих космическое излучение в, которые улавливают положение «тени» в космических лучах, отбрасываемой Землей. Форма спутников может быть разная. Одни представляют собой жесткую сферу диаметром 50 см, другие — мягкую (надувную) сферу диаметром около 1,5 м, а третьи имеют форму цилиндра длиной 46 см и диаметром 15 см. Переводы докладов, опубликованные в брошюре под редакцией Ю. С. Хлеб-цевича, были прочитаны учеными США перед аудиторией из 2 тыс. радиоинженеров. Для советского читателя они также представляют немалый интерес. А. БУЯНОВ, инженер КАРТИНА ИЗ ОКРАШЕННЫХ ЛУЧЕЙ Художники будущего, несомненно, по* требуют от ученых новых изобразительных средств. Существующие краски, даже самые лучшие, далеки от идеала: они отражают световые лучи не только той, узко ограниченной длины волны, которая порождает восприятие «чистого цвета», но и ряда смежных по длине волн, отчего цвет становится мутным, неопределенным. Краски поглощают значительную часть лучей, поэтому картина в целом всегда кажется более темной, чем стена, на которой она висит. Эти недостатки зависят от самого принципа рассматривания картин в отраженном свете. Возможно, что будущие живописцы обратят больше внимания на другой принцип: создание картин, воспринимаемых в проходящем свете. Как известно, прозрачные окрашенные слои дают более чистые цвета, чем отражающие поверхности, причем сила проходящего света может в любой степени превосходить освещенность окружающих картину предметов. Поэтому так привлекают взор старинные витражи — цветные картины на стекле, вставленные в окна дворцов, музеев и храмов. Самый Древний и простой способ получения прозрачных картин, появившийся в конце X века, состоял в том, что из пластин цветного стекла вырезали куски, подбирали из них узор и скрепляли свинцовыми переплетами. Получение цветного стекла, вообще говоря, дело несложное; специалисты говорят, что несравненно сложней получить бесцветное стекло. Для окрашивания стекол применяются различные химические вещества, преимущественно окислы металлов: железо и хром придают стеклу зеленый цвет, кобальт — синий, уран, свинец й сурьма — желтый, золото и селен — красный. Современная технология дает возможность не только составлять мозаику из стекол любого оттенка, но и прямо наносить слой краски на целые листы стекла, а затем сплавлять их в печах. Это расширяет возможности художников. Опыт возрождения принципов старинного витража в убранстве станции Московского метро «Новослободская» оказался удачным: светящиеся панно создают иллюзию наземного помещения. Как художники будут применять эту возрожденную Технику? Мы поместили на обложке журнала эскиз для витража художника Ю. Случевского «Путешествие в будущее» по мотивам этого номера. В данном случае художник шел от традиционной техникй мозаичного витража: грубый, обобщенный рисунок, одноцветные плоскости, черный контур переплета. Возможно, что втот путь не единственный и не лучший. Но современный витраж должен найти свои пути, чтобы наши новые зданий получили сравнительно недорогое, вечное, праздничное убранство, использующее все возможности современной светотехники, физики и химии. ОБ Л О Ш И И: 1-я и 4-я стр. — jхуд. Ю. Случввсного, 3-я — худ. Г. Нычакоеа. В К Л А АН И: 1-я стр. — худ. А. Ham ков-оного, 2-я — худ. Б. Дашкова, 3-я — худ. Ю. Случввсного, 4-я — худ. Н. Арцвулова. |