Техника - молодёжи 1959-05, страница 38

Техника - молодёжи 1959-05, страница 38

каково давление в полостях сердца и как оно изменяется во время каждого сердечного сокращения. Для того чтобы получить такого рода сведения, необходимо в буквальном смысле проникнуть в сердце больного. Делается это следующим образом: в вену локтевого сгиба вводится специальный зонд, который представляет собой гибкую полую трубку длиной более одного метра. Зонд по венам проводится в сердце под контролем рентгеновских лучей. Больной при этом не испытывает каких-либо неприятных ощущений, так как внутренняя поверхность сосудов и самого сердца не имеет болевой чувствительности.

Давление, возникающее внутри сердца при его сокращении, передается через внутренний просвет зонда, заполненный физиологическим раствором, к электроманометру, с которым зонд соединен своим наружным концом.

Электроманометр представляет собой небольшую камеру, одна из стенок которой выполняется из прогибающейся металлической мембраны. Мембрана соединяется с проволочными тензометрами —- датчиками, изготовленными из тонкой константановой проволоки. Датчики собираются по схеме мостика Уитстона: если давление в камере манометра равно нулю, в измерительной диагонали моста ток не течет. Как только давление начинает расти, мембрана прогибается, сопротивление датчиков изменяется и в измерительной диагонали возникает электрический сигнал, величина которого строго пропорциональна кровяному давлению в сердце. Этот электрический сигнал усиливается, а затем записывается на специальном осциллографе.

Таким образом можно зарегистрировать давление в правом предсердии, в правом желудочке, а также, если провести зонд через правые отделы сердца, и в легочной артерии.

Описанный способ изучения внутри-сердечного давления у человека получил широкое распространение. Однако его недостатком является то, что на передачу давления от сердца до манометра по зонду требуется некоторое время. Этот недостаток можно устранить, если вводить миниатюрный манометр на конце зонда в само сердце. Такие манометры появились в последнее время. Они выполнены в виде миниатюрного дросселя, укрепляемого на том конце зонда, который вводится в сердечные полости. Перед дросселем помещается столь же миниатюрная мембрана, которая непосредственно подвергается действию внутрисердечного давления.

Важные изменения вносит электроника и в самый процесс операции. Как известно, вместе? с хирургами в операции обычно участвует врач-наркотизатор. Он поддерживает необходимый уровень наркотического сна, в который погружен больной. Это ответственная и сложная задача, особенно во время операций, длящихся по нескольку часов. Слишком глубокий наркоз опасен для жизни больного — он может погибнуть от отравления наркотическим веществом. Поверхностный наркоз также нежелателен. До последнего времени контроль за глубиной наркоза осуществлялся сравнительно примитивным способом: исследованием зрачковых реф

лексов, измерением частоты пульса, величины кровяного давления и т. д. При этом личный опыт наркотизатора имел первостепенное значение.

Существуют ли способы объективной оценки глубины наркоза? Ответ на этот вопрос был найден, когда в операционной появился прибор—электроэнцефалограф, регистрирующий биоэлектрическую актйвность головного мозга человека.

Оказалось, что рисунок электроэнцефалограммы зависит от стадии наркоза. По мере углубления наркоза снижается частота колебаний кривой и изменяется их амплитуда. При очень глубоком наркозе биоэлектрическая активность головного мозга резко снижается вплоть до полного ее исчезновения. Таким образом, производя запись электроэнцефалограммы в ходе операции, можно с большой точностью регулировать поступление наркотического вещества (например, эфира) в организм больного, поддерживая наркотический сон на нужном уровне.

Как только новый способ контроля за глубиной наркоза стал внедряться в практику, перед учеными возник вопрос: если электроэнцефалограмма четко отражает глубину наркоза, то нельзя ли использовать ее для автоматического управления наркозом? Сейчас этот вопрос решен положительно. Для этого надо сочетать электроэнцефалограф с электронной вычислительной машиной. В задачу последней входит «чтение» поступающей от человека электроэнцефалограммы и сопоставление ее с заложенными в машине стандартами, характерными для различных стадий наркоза. Если электроэнцефалограмма будет сигнализировать об отклонениях глубины наркоза от глубины, заданной хирургом, то вычислительная машина пошлет «приказ» наркозному аппарату: уменьшить или, наоборют, увеличить подачу эфира больному. Таким образом осуществляется автоматическое управление наркозом.

Академик А. БЕРГ. Современные электронные приборы во время операции контролируют работу сердца, мозга и других внутренних органов больного, своевременно извещая хирурга обо всех изменениях в них. Счетчик пульса, манометр кровяного давления внутри сосудов, регистратор степени окисления гемоглобина и автоматическая подача кислорода следят за системой кровообращения. «Искусственное сердце», «искусственное легкое», «искусственная почка» — все эти пока еще не вполне совершенные системы, временно заменяющие пораженные органы больного, позволяют хирургу смелее вторгаться в жизненно важные центры оперируемого. Ультразвук, мощные разряды тока, высокочастотные поля предоставляют в распоряжение хирурга новые и новые средства оперативной борьбы с болезнями.

Недалеко то время, когда в каждой больнице по соседству с хирургической будет находиться специальная аппаратная комната и техник-оператор по команде хирурга станет управлять электронными приборами. Перед операционным столом останутся лишь индикаторы приборов,

по которым хирург сможет следить за всеми проявлениями организма больного.

Но радиоэлектроника оказывает услугу хирургам не только во время операции. Об этом расскажет главный хирург Вооруженных Сил Советского Союза профессор П. А. КУПРИЯНОВ.

ТЕАЕМАЕНИЕ

Ь хитгии

Несомненно, главное для всякого врача — практика. Это отлично знаем и мы, медики, это не менее хорошо знают и наши пациенты. Особенно важна роль практики в хирургии. Здесь имеет значение не только личный опыт, но и систематическое наблюдение за ходом операций, проводимых другими хирургами. Ведь каждая серьезная операция содержит в себе множество редких элементов, из которых складывается подлинное искусство врача-хирурга. Трезвый анализ операции при наблюдении со стороны, обсуждение последствий тех или иных действий хирурга помогают вскрывать недостатки и положительные стороны применяемых методов, устанавливать особенности и закономерности наблюдаемых явлений. Совершенно необходим метод наблюдения при обучении студентов.

Вот почему идеалом хирургов является доступность и наглядность каждой операции для самого широкого круга зрителей. Недавно Ленинградский научно-исследовательский институт телевидения в содружестве с врачами создал для Военно-медицинской академии цветную телевизионную установку, позволяющую следить за операциями на расстоянии. Высокая чувствительность и разрешающая способность аппаратуры позволяют видеть на экране все мельчайшие детали операции вплоть до оттенков цвета ниток и операционных игл.

Новая телеустановка имеет ряд оригинальных конструктивных особенностей, учитывающих специфику хирургии. Передающая камера укреплена над операционным столом и не мешает ходу операции. Объектив камеры окружен светильниками, излучающими яркий бестеневой свет, по своим спектральным характеристикам приближающийся к солнечному свету. Но эти искусственные «солнца» совершенно не дают тепла — иначе их длительное присутствие над операционным столом стало бы невозможным. Кроме этого, на передающей камере смонтирован фотообъектив с дистанционным приводом.

Размер экрана телевизора, установленного в специальной аудитории, позволяет передавать снимаемое операционное поле в полную величину на глубину вскрытия до 15 см — практически глубина любой операции. При этом изображение получается настолько четким, что позволяет различать малейшие изменения цвета крови. Между хирургом и аудиторией имеется радио

34