Техника - молодёжи 1959-09, страница 30С. ПЕРШИН, инженер Рит. Б. БОССАРТА КУРЬЕЗЫ НА ТРАНСПОРТЕ Хорошо известен юмористический рассказ А. П. Чехова «Счастливчик», в котором говорится об одном новобрачном. После посещения буфета на станции Бологое он вскочил в «поезд противоположного направления и в благодушном неведении уехал от «молодой жены. Смеясь над комической ситуацией, вы, вероятно, относили рассеянность «счастливчика» за счет действия «горячительных» напитков. А между тем были и объективные причины для того, чтобы спутать поезда. Во времена строительства первых железных дорог в России считалось, что вокзал удобнее «сего располагать, как остров, между путей. При этом здание делали строго симметричным. Не мудрено, что пассажиры часто садились не в свой поезд. Многое из того, что происходило на первых железных дорогах, сейчас кажется просто смешным. К первым железным дорогам в России относились как к предприятию, чрезвычайно опасному. В качестве одной из мер уменьшения опасности был, например, строжайший запрет курения в вагонах. В число нарушителей этого правила лопал композитор Лист. Не зная принятых порядков, он закурил сигару в вагоне Царскосельской железной дороги. Это нарушение высочайше утвержденного правила вызвало такой переполох, что Листу пришлось давать объяснения в жандармском отделении. Мерой обеспечения безопасности железных дорог была также «охота» за подозрительными. В первое время существования Николаевской железной дороги желавший лопасть а поезд должен был прибыть на вокзал не позднее чем за час до отхода. Особым чиновникам он предъявлял удостоверение от полиции или паспорт, после чего получал разрешение на приобретение билета. Пассажиры с билетами размещались в особом зале ожидания. Не успевшие в вагон ко второму звонку лишались права проезда. В здании вокзала будущий пассажир должен был пребывать без головного убора. Этому правилу придавалось столь большое значение, что за его выполнением нередко следил не кто иной, как сам главноуправляющий путями сообщений граф Клейнмихель, имевший специальную комнату на вокзала а Петербурге. Почта оЬобо бдительно охранялась на всем пути следования. Для этого почтовые поезда отправляли под конвоем конных жандармов, скакавших во весь дух вдоль полотна железной дороги. Странен был вид первых поездов. Вагоны напоминали кареты и даже назывались «по-каретному»: второй класс — шарабан, третий — дилижанс. Вагоны четвертого класса, предназначенные длц простого люда, представляли собой площадки на колесах, огороженные решеткой, в которых пассажиры перевозились стоя, по 40 человек, вагоны не имели буферов, поэтому при остановках и замедлениях поезда пассажиры испытывали сильнейшие толчки. Паровозные свистки наводили ужас на население. Поэтому Николай I распорядился заменить их музыкой. Из поездной прислуги устроили целый ансамбль. Впереди трубы паровоза был установлен орган, ручку которого крутил специальный агент службы движения. Кондукторы сопровождали игру органа аккомпанементом труб и барабанов. Паровозы Царскосельской дороги, построенные по специальному заказу зарубежными фирмами, имели собственные имена: «Лееч, «Орел» и т. п. Однако они были не очень надежны, поэтому среди подвижного состава дороги числилось на всякий случай 10 лошадей. Вагоны Николаевской дороги имели продольный сквозной проход, чего не делали на европейских железных дорогах. Такая конструкция больше соответствовала климатическим условиям России. Однако и в них кое-что осталось рт карет: кондуктор, как кучер, сидел на козлах, снаружи вагона. В передней части состава устанавливались вагоны третьего класса, которые были снабжены жесткими скамьями, но не имели крыши. Поэтому пассажиры чаще ездили под скамьями, где они спасались от искр из трубы паровоза и от дождя. Граф Клейнмихель, страстный любитель блеска и парадов, полностью подражавший в этом отношении самому царю, даже кондукторов одел на военный манер. На голове у каждого из них красовалась каска с огромным царским гербом, на поясе висел тесак. Пристрастие к парадам едва не стоило жизни всей царской фамилии. 6 185Q году проездом по Николаевской дороге царя, царицы, великих князей и прочей царской родни и придворной знати было ознаменовано ее официальное открытие. Но предварительно по дороге для проверки безопасности перевезли из Петербурга в Москву два батальона солдат. Проезд царской фамилии был обставлен весьма пышно. У всех стрелок на станциях навытяжку стояли солдаты. На крыше царского вагона замер гвардейский офицер в полной парадной форме, который должен был наблюдать, нет ли опасности впереди. Он устал и, когда поезд тронулся, взмахнул рукрми, чтобы удержать равновесие. Дежуривший на пути солдат принял это за сигнал перевода стрелки и направил поезд на путь, оканчивавшийся тупиком с дровами. Катастрофа была предок сращена лишь благодаря находчивости второго солдата, догадавшегося перевести стрелку перед тупиком на прямой путь. Офицер в смертельном испуге лежал ничком на крыше вагона, ухватившись за вентиляционную трубу. Эта поездка не обошлась и без других курьезов. На мосту через Веребьинскин овраг поезд вдруг остановился. Оказалось, что дорожный мастер, желая отличиться, выкрасил ржавые рельсы черной масляной краской. Это вызвало буксование колес паровоза. Пришлось рельсы посыпать золой из топки. Царские чиновники весьма враждебно отнеслись к идее строительства железных дорог. И только опыт англичан, которые подавили восстание в Ирландии, быстро перебросив войска то железной дороге, склонил царя к поддержке строительства. Вот откуда проистекает охота за подозрительными и другие строгости, српроефждеяшие первые железнодорожные перевозки. Некоторые курьезные факты объясняются новизной дела, отсутствием опыта и знаний. Однако, несмотря на промышленную отсталость России, подневольный труд крепостных, многочисленные козни самодуров и лихоимцев вроде Клейнмихеля, русские строители того времени сумели продемонстрировать блестящие образцы инженерного творчества. Создание Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги — это одна из самых ярких страниц в истории русского железнодорожного строительного дела. 26 |