Техника - молодёжи 1960-02, страница 15

Техника - молодёжи 1960-02, страница 15

КОМСОМОЛЬСКИЙ ШТАБ

СЛЕДУЙТЕ ПРИМЕРУ БАКИНСНОГО „ОТРЯДА СМЕЛЫХ"! Илья КОРАБЕЛЬНИКОВ Рис. Р. АВОТИНА

В ЗНОЙНОЙ степи недалеко от Баку строят новый шинный завод. Развороченные котлованы под фундаменты уже скрыты каркасами будущих цехов, а вокруг — выжженная степь: осенью темно-бурая, зимой пегая, пятнистая.

Неделями здесь дует свирепый норд, и дома, деревья, даже небо мутнеют от пыли. В серой мгле тускнеет солнце, растворяется убегающее вдаль шоссе, исчезают телеграфные столбы и близкий поселок...

Но бывают дни ясные, прозрачные, когда открывается бескрайная даль степи и бурая кошма мертвой травы с солончаковыми пятнами превращается в пестрый, веселый ковер.

В один из таких дней на стройке заседал комсомольский штаб. Не за горами сроки сдачи первой очереди, и огромный коллектив торопится: все чаще пересматриваются графики, напряженней работает техническая мысль, одно за другим рождаются рационализаторские предложения, совершенствуются приемы труда. Между тем многочисленные неполадки на стройке тормозят общее дело, оттягивают сроки. Молодые строители и монтажники собрались, чтобы откровенно поговорить с производителями работ и снабженцами о причинах, которые сдерживают темпы сооружения цехов первой очереди.

По середине комнаты стоял бригадир штукатуров Фирудин Рахметов. Он энергично жестикулировал, обращаясь к начальнику растворного узла Ципину:

— Когда мы объявили стройку ударной, то в обязательствах наши с вами подписи поставили рядом. Тогда не вспоминали, что работаем в разных управлениях, не делили рабочих на

«своих» и «чужих», думали об общих целях, обещали партии и народу досрочно построить шинный завод...

Одни и те же интересы объединяли этих людей, но вот беда — они работали в разных управлениях, и Ципин в первую очередь снабжал раствором «своих», а уж потом остальных.

Крепнул голос Рахметова; молодой, убедительный, он наполнял слова какой-то особенной силой.

— День наш начинается так, — говорил бригадир. — Вначале иду к прорабу и докладываю, что нет раствора. Он направляет к начальнику участка, а тот советует прогуляться на растворный узел. Пока хожу — тридцать штукатуров греются на солнышке. Разве это порядок, товарищ начальник растворного узла?

Ципин стал резко возражать Рахметову. Поддержал его и начальник снабжения. Секретарь комитета комсомола Чингиз Абасов слушал и ломал голову. Что же делать? Он хорошо знал, что поведение комсомольцев, их азарт и непримиримость не по душе некоторым хозяйственникам, они часто называют молодых энтузиастов «горячими головами», вкладывая в эти слова обидный смысл.

«До каких же пор это будет продолжаться? — думал секретарь. — Вы же сами виноваты, что отстали, не успеваете за темпами. Видно, завидуете энергии молодежи, потому и спорите с ней. Но жить тихо и мирно, по-черепашьи решать неотложные дела, покрывать недостатки друг друга мы никому не дадим...»

До Абасова донесся выкрик Ципина:

— Это голая ложь!

— Нет, настоящая правда! — послышались многие голоса.

В результате комсомольский штаб создал бригаду для проверки фактов, поручил ей взять под контроль работу растворного узла.

Не успели в штабе покончить с одним вопросом, как на очереди новый, еще более злободневный.

На стройке на строгом учете каждая кружка воды. А вода совсем рядом, близко, в каких-нибудь тридцати метрах от стройки, к ней уже давно проложена линия. Остановка за небольшим — надо только подключить линию к общегородской магистрали, и тогда прекратятся перебои с раствором, зашумят по весне оживленные водой деревья, можно будет, наконец, напоить влагой бетон. Так в чем же дело? Оказывается, помехой всему нежелание руководства обострять отношения с «Бакводопроводом». Ведомственные заслоны преградили путь воде.

Трудно строителям самим разрушить запруды, воздвигнутые волокитчиками на пути водопровода. Это сразу поняли работники горкома комсомола, присутствовавшие на заседании. И стоило им по сигналу штаба вмешаться в эту историю, как была разрешена «проблема», которая сдерживала ход строительных работ, заставляла считать на стройке каждый глоток воды.

Повестка дня исчерпана. Неожиданно попросил слова начальник строительного управления Умбай Сулейманов.

— Мы направили много писем и заявок в Азербайджанский совнархоз, и все без толку! Никак не можем получить подшипники для нестандартного оборудования. Из-за этого срываются мон-

в пластмассовую стенку ударнл яркнн сноп влектрнческнх нскр. Вращающийся тонкий диск за четыре с половиной минуты отрезал кусок металла от болванки в руку толщиной.

— Какова же вкономнчность применения этого станка? — спросил я.

— Ее подсчитать невозможно, — ответил инженер.

— Почему?

— Потому, что никаким иным способом отрезать кусок от сверхпрочного сплава нельзя.

Станок, работу которого продемонстрировал инженер Жнвнцкнй, не одинок. На многих заводах нашей страны успешно работают его собратья. Анодно-механическне станки широко применяются для резания жаропрочных, нержавеющих и других высоколегированных и закаленных сталей н сплавов, трудно поддающихся механической обработке.

НА ПОМОЩЬ СНОВА ПРИШЛА ИСКРА

Над созданием каких станков работают сейчас конструкторы? — такой

Электроэрозионный копировально-проши-вочный станок.

вопрос был задан главному инженеру Валерию Николаевичу Соловову.

— В скором времени народное хозяйство получит от нас несколько станков оригинальных конструкций, в которых используется электроискровой принцип обработки металлов, — ответил он.

Прн сортировке кокса применяются так называемые отсадочные машины. Основным рабочим органом у ннх являются сита — стальные листы со множеством мелких отверстий диаметром 1,2 мм. Высверлить такие отверстия дело не хитрое. Но если онн расположены друг от друга на расстоянии двух десятых миллиметра — это уже трудно: тонкая прослойка металла прн сверлении соседнего отверстия -будет «выворачиваться».

Конструкторы прнзвалн на помощь влектрнческую искру. Сейчас разработан оригинальный станок. Основным инструментом в нем — сотни тонких медных проволок. Онн-то н будут «прогрызать» в металлическом листе 7 752 от---верстня за час. что даст вкономню в промышленности около миллиона рублен.

На столе начальника ОКБ инженера Подлазова — стопка только что получен-YTbix" писем."1В ннх работники различных предприятий просят изготовить станки, в которых работает влектрнческая искра.