Техника - молодёжи 1960-02, страница 37

Техника - молодёжи 1960-02, страница 37

дует предполагать, что эта растительность однодневная, ибо только растения однодке кк, с однодневным циклом существования, были бы наиболее приспособлены к резким сменам темпервтур дня и ночи, амплитуда которых может достигать 60—70°. К тому же растения-однодневки, будучи генераторами кислорода, не расходовали бы последний ночью, как земные растения. Отсюда следствие: содержание кислорода в атмосфере Марса должно быть переменным, повышаясь к концу дня и резко снижаясь к концу иочи и началу Дня.

АТМОСФЕРА В отношении остальных компонентов

МАРСА ДОЛЖНА атмосФеРы Марса одно можно считать БЫТЬ ОБОГАЩЕ- несомненным: по сравнению с земной НА ТЯЖЕЛЫМИ она должна быть обогащена более тя-ГАЗАМИ желыми газами. Обладая меньшей

массой чем Земля, н поэтому меньшей силой тяжести. Марс должен иметь атмосферу, обогащенную тяжелыми газами, так как скорость убегания для газов в случае Марса составляет немного менее половины земной. Правда, эта величина все же еще достаточна для того, чтобы удерживать азот и кислород, но убеганию будут содействовать процессы ионизации в ерхних слоях атмосферы. Но если содержание кислорода в атмосфере невелико (как принято нами выше), а остальная атмосфера состоит из газов значительно большей плотности и притом трудно ионизирующихся, то кислород из такой атмосферы будет убегать очень медленно. Такими свойствами может обладать лишь атмосфера из наиболее тяжелых благородных газов: аргона, криптона и ксенона, плотности которых по отношению к I оздуху соответст енно ра ны 1,3В, 2 87 и 4,58.

Некоторые ученые предполагают, что аргона в атмосфере Марса всего лишь 1,2%, а на 98,5% она состоит из азота. К сожалению, эти цифры весьма гипотетичны, ибо уже для азота определение его содержания в атмосферах планет методами астроспектроскопии крайне затруднительно. Что же касается благородных газов, то вследствие их одноатомности они не обладают полосами поглощения в своих спектрах, как это имеет место в случае водяного пара, или углекислого газа, или даже молекулярного кислорода. Поэтому в условиях атмосфер планет при современном состоянии техники наблюдений мы не можем пока даже качественно обнаружить присутствие этих газов.

В то же время распространенность благородных газов в космосе достаточно велика. Правда, мы, к сожалению, не им ем данных о распространенности наиболее тяжелых газов (криптона и ксенона), но в отношении остальных, не говоря уже о гелии, кое-какие сведения имеются. Так, например, для неона известно, что в космосе в каждом см3 его много больше, чем на Земле. Приблизительно такова же распространенность и аргона. Вероятно, и для криптона с ксеноном порядок этой величины тоже будет большим.

ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕТ с°°®Ражения> а также некоторые

МОЮ ГИПОТЕЗУ! дРУгив ПРИВ°ДЯТ к предположению, что в атмосфере Марса могут и должны преобладать нвиболее тяжелые благородные газы. Косвенным подтверждением подобного предположения являются два факта: сильное распространение пылевых бурь в а мосфере Марса и долгое оседание пыли, поднятой ими.

Сейчас думают, что атмосфера Марса крайне разрежена и ее плотность примерно отвечает плотности земной на высоте около 20 км. При такой разреженности еще можно говорить о существовании растительности, но наличие живых существ, если перенести на соседнюю планету опыт Земли, весьма сомнительно.

Однако представления о такой разреженности мало вяжутся с длительным оседанием пыли из пылевых бурь. Наблюдения показывают, что желтые пылевые облака остаются над одной и той же довольно ограниченной областью в течение нескольких недель. Такое медленное оседание при столь разреженной атмосфере кажется странным. Но если в атмосфере Марса преобладают тяжелые газы, то

— Вам нужен аргон? Пожалуйста: мы им дышим.

атмосферные потоки и течения, вызываем е температуриы мк причинами, обладая гораздо большей кинетической энергией, будут захватывать более крупные частицы и в больших количествах. В такой плотной атмосфере оседание частиц в наиболее близких к поверхности слоях будет медленным.

К каким же выводам можно прийти НЕ ОДИНАКОВА предположив, например, что атмосфера ЛИ РАСПРОСТРА- Марса в основном состоит из сме-НЕННОСТЬ АТМОС- си криптона с ксеноном (с преоблада-ФЕРЫ НА МАРСЕ нием первого) и с небольшим содер-И НА ЗЕМЛЕ! жанием аргона и других, еще более легких газов? Такая атмосфера была бы в земных условиях по крайней мере втрое плотнее, чем земная. Но, учитывая силу тяжести на Марсе плотность его атмосферы была бы лишь несколько больше земной, приближаясь к плотности атмосферы из углекислого газа в условиях Земли. Поэтому ражим дыхання для марсианнна был бы близким к такому же для земного чело >ка

Далее, высота так называемой однородной атмосферы Земли (то есть атмосферы, сжатой до равномерной плотности, равной плотности у поверхности Земли) равна В км. Для нашаи гипотетической тяжелой атмосферы эта высота в условиях Земли была бы менее 3 км, но меньшая сила тяжести на Марсе подняла бы эту величину почти до размеров земной. Поэтому белые облака на Марсе встречаются на высоте около 20 км, примерно такого же порядка, что и перистые облака Земли. Значит, распространенность атмосферы Марса, во всяком случае ее нижних слоев, примерно такая же, что и для Земли.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ Каков же возможный источник, соз МАРСИАНСКИХ давший криптоно-ксеноновую атмосфе-ТЯЖЕЛЫХ ГАЗОВ РУ Марса? Мы уже рассказали, что имеются довольно веские соображения о первичном космическом происхождении этих газов. Они также могут образовываться в результате радиоактивного распада нестойких изотопов тяжелых щелочных металлов: рубидия и цезия. Рубидий в незначительных количествах весьма распро ранен е силиквтных породах Земли и, по-видимому, избирательно 'извлекается некоторыми растениями. Цезий в этом отношении мало изучен. Если Марс много старше Земли, то в его атмосфере могли накопиться значительные количества тяжелых бла городных газов, особенно аргона и криптона, как результат радиоактивного распада калия и рубидия (природные калий и рубидий слаборадиоактивны)»,

— Но как мы можем узнать о нвличкк примитивной жнэнв на других планетах?

На втот вопрос иам ответил директор И ит т i микробиологии члеи-корреспокдеит АН СССР А. ИМШЕНЕЦКИЙ.

— НУЖНЫ ПРИБОРЫ, СПОСОБНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ЖИЗНИ, — говорит ученый.

«Одна нз исключительно важных звдач, встающих перед микробиологией в связи с исследованиями космоса, — выяснить существует ли верхняя граница биосферы Земли, «потолок жизни». Ведь микроорганизмы были обнаружены в океанах на глубине 11 км. Есть и такие микроорганизмы, которые живут на глубине 2 тыс. м под землей, в воде, сопровождающей залежи нефти, усваивают углекислоту и обходятся даже без кислорода.

С помощью стратостатов микроорганизмы были обнаружены иа высотах до 22 км. Имеются ли они выше? Перемещаются ли они под действием светового давления? Какие дозы космической радиации они могут выдерживать? Могут ли они попадать в космическое пространство и сущес вовать там? Имеются ли микроорганизмы на других небесных телах, в частности на Луне? Об этом мы пока ничего не знаем

Конструирование приборов для обнаружения низших организмов, взятие образцов и изучение космической пыли с микробиологической точки зрения, исследование колебаний емпературы и радиации на жизнь микроорганизмов — вот задачи, стоящие сейчас перед микробиологами. Близко то время, когда они смогут получить пробу с Лунь

Я думаю, что при нынешних темпах научных исследований становится реальным получение в недалеком будущем четких данных о существовании жизни на других планетах».