Техника - молодёжи 1960-03, страница 14

Техника - молодёжи 1960-03, страница 14

А. ЕФИМЫ», Ю. ЦЕНИН

ПЛАКАТ НА ЗАВОДСКИХ ВОРОТАХ

НАК-ТО НА ВОРОТАХ московского завода «Станко-лит» в тот час, когда через них входят и возвращаются со смены сотни рабочих, появился плакат. Он привлек внимание и взволновал многих своим необычным содержанием. Между тем это был всего лишь лист ватманской бумаги, разрисованный тушью в два цвета — черный и красный. Красным вверху было крупно написано: «Тревога!» А дальше старательно выведен текст:

«Дорогие товарищи со «Станколита»! Мы, рабочие «Красного пролетария», выполняем важное задание — выпускаем первые станки новой модели «1283», которые во много раз производительнее обычных. Задание хотим выполнить досрочно, но ваш завод срывает наши планы. Из 60 наименований деталей, которые нам должен поставить «Станколит». на сегодня мы получили 32. Почему нет остальных? В чем тут дело? Поймите, товарищи: нам срочно необходимы эти Детали. Возьмите под контроль их производство.

С дружеским приветом!

Штаб ударного отояда семилетки завода «Красный пролетарий»

Возле плаката собралась толпа. «Станколит» — крупное предприятие, его коллектив имеет много славных традиций. А тут — такой упрек...

Рабочие горячо обсуждали обращение краснопролетар-цев. Выяснилось, что больше всех виноват один начальник цеха, который почему-то отложил выполнение заказа и загрузил цех другим делом. Несколько человек тут же отправились в завком.

Сейчас трудно в деталях воспроизвести то, что происходило в те дни на «Станколите». Но всем памятен знаменательный факт: чуть больше недели прошло с момента появления плаката с броской надписью «Тревога!», как все детали к станку «1283» уже поступили на «Красный пролетарий».

Ударный отряд семилетки прислал рабочим «Станко-лита» сердечную благодарность.

Казалось бы, эпизод, случай из заводской практики — и все. Однако вдумайтесь, не вызывают ли интереса два обстоятельства. Что такое ударный отряд семилетки? Что за удивительный станок «1283», за который так горячо борются краснопролетарцы?

НЕОБЫЧНАЯ МАШИНА

У станка «1283» есть своя история, которая, кстати, тесно связана с возникновением ударного отряда семилетки на заводе.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе автоматический многошпиндельный станок, сконструированный молодыми инженерами «Красного пролетария», вызвал своеобразную сенсацию. По единодушному мнению специалистов, он был признан наиболее оригинальным и перспективным для дальнейшего развития станкостроения. Коллективу завода * Красный пролетарий» была присуждена высшая премия — «Гран при» (см. «Техника—молодежи» №3 за 1959 год).

Прошло около года, и одному из авторов станка, молодому инженеру Артуру Итину, было поручено ответственное задание: возглавить работу по созданию другого, принципиально нового станка — вертикального универсального агрегата, заменяющего собой целую автоматическую линию. Конструкторам предстояло создать машину, позволяющую производить последовательно почти все виды металлообработки, с тем чтобы снимать с одного станка готовую деталь.

...Заводской цех. Под контролем одного человека в едином ритме работает группа машин. Каждая из них самостоятельно выполняет определенные операции, заготовки последовательно перемещаются между ними по транспор

теру. В результате рождается деталь. Такова автоматическая линия.

Ну. а если «свернуть» ее в один станок? Такая идея замкнутого круга станков, поставленных вертикально, на попа, уже была осуществлена в первом варианте, отмеченном премией в Брюсселе. Но в том станке каждая секция производила одну и ту же работу, одну и ту же операцию. Следовательно, и конструкция секций была одинаковой. Представьте теперь, что у каждой секции свое назначение: либо токарная обработка детали, либо сверление, либо фрезерование и т. д. При этом все действия секций-станков необходимо увязать в едином ритме, в одном общем комплексе действий, необходимых для изготовления нужной детали. А чтобы станок был действительно универсальным, надо обеспечить ему маневренность, легкую перестройку на любую деталь...

Стоит ли говорить, сколько сложных вопросов предстояло решить конструкторам. Конечно, можно было. Пользуясь готовыми схемами, собрать отдельные станки воедино, и тогда... Тогда получился бы далеко не совершенный агрегат, похожий на те, что имеются за рубежом.

Значит, нужно было создавать новые узлы, отыскивать иные принципы компоновки станка. Но как такую сложную задачу решить в установленные короткие сроки?

И тут на помощь ведущему конструктору Артуру Итину и его группе пришла комсомольская организация.

ШТАБ ЭНТУЗИАСТОВ

Каждый, вероятно, видел, как в городских парках массовик устраивает нехитрый конкурс. На сцену вызывают нескольких человек и предлагают как можно быстрее решить задачу или ответить на ряд вопросов. Победителю обещается приз. Участники состязания еще молчат, а зрители с мест уже начинают выкрикивать правильные ответы. И это неудивительно: где над задачей думают больше людей, там скорее будет найдено верное решение.

Нечто подобное сделали комсомольцы «Красного пролетария», когда обдумывали, как быстрее и лучше сконструировать, испытать и внедрить в производство новый станок. «Конструкторское бюро — это само собой, — говорили в комитете комсомола, — а над станком должны думать все, кто имеет к нему отношение. Надо создать штаб, который возьмется шефствовать над станком».

Тогда то и были созданы в цехах и отделах группы ударного отряда семилетки, в задачу которых входило обеспечивать своевременное и качественное изготовление всех узлов и деталей уникального станка. Начальником штаба отряда выбрали комсомольца Льва Рудовского. На заседании комитета комсомола сформулировали общие задачи возникшей организации: «Ударному отряду семилетки поручается обеспечить выполнение главного, ведущего задания предприятия на данный момент — в частности, подготовку к серийному производству станка «1283». В дальнейшем члены отряда отвечают за наиболее быстрое и целесообразное внедрение всех важнейших объектов новой техники».

Между тем в конструкторском бюро кипела напряженная работа. Здесь уже действовала группа отряда. Проект продвигался со скоростью, удивлявшей видавших виды конструкторов, молодежь вносила в работу подлинную страсть и увлечение. Звонок об окончании трудового дня с некоторых пор перестал что-либо означать для многих из 42 работающих над станком проектировщиков. Дело поглотило всех. Споры и обсуждения выносились за стены конструкторского бюро, в результате рождались смелые, оригинальные решения. Эрик Агиштейн, один из самых активных членов ударного отряда, разработал гидравлическую схему станка. Она позволила в два раза уменьшить в станке количество гидравлической аппаратуры по сравнению с его зарубежными собратьями.

Принципиально новым в станкостроении явилось при

10