Техника - молодёжи 1960-03, страница 15

Техника - молодёжи 1960-03, страница 15

СЕМ

Г7^

Рис. Р. АВОТИНА и М. КАПУСТИНА

менение в автомате «1283» синхронизатора конструкции Константина Герасина, уравнивающего скорости шпиндельного и приводного валов для их плавного зацепления. Пассажирам такси, должно быть, знаком неприятный скрежещущий авук, который возникает в старых машинах, когда водитель резко включает скорость. Это происходит от удара при зацеплении шестерен в коробке передач. Но тут существует фрикцион, да и мотор развивает небольшое число оборотов.

Теперь представьте себе станок с восемью бешено вращающимися шпинделями. В каждый момент перед приводным валом с коробкой скоростей оказывается новый шпиндельный вал со своей скоростью, а иногда и неподвижный. Не будь синхронизатора, стальной вал шпинделя срезало бы, как бритвой. Но станку обеспечивалось надежное, мягкое, бесшумное включение.

Так в непрерывных поисках и волнениях рождался замечательный станок. Ударный отряд семилетки непрерывно контролировал поступление чертежей в срок, следил за изготовлением по этим чертежам деталей в цехах. Каждые два-три дня в график штаба вносились соответствующие пометки.

ТЕМПЫ И КАЧЕСТВО

Постепенно перед Итиным зырисовывались зримые очертания его детища вплоть до деталей. Спустя всего три месяца после получения задания уже можно было говорить, что станок в основном готов.

Новый станок имеет восемь позиций, вокруг колонны вращается стол со шпинделями и укрепленными в них деталями, а верхняя часть — суппорты и металлорежущие головки — остается неподвижной относительно колонны. Таким образом, деталь сначала обтачивается на первом шпинделе, как на токарном станке. Затем стол поворачивается, и деталь подходит под многошпи.чдельную сверлильную головку, в то время как движущаяся

Сравните два роторных станка, выпущенных заводом «Красный пролетарий». Слева — однооперационный многошпиндельный станок, в котором постепенно поворачиваются шпиндели с изделиями и суппорты с резцами. Такие станки могут составить роторную линию. С п р а в а — многооперационный станок. В нем значительно меньше вращающихся деталей (выделены светлым цветом). Каждый такой станок — это небольшая автоматическая линия, где перемещаются из одной позиции в другую только шпиндели с обрабатываемыми изделиями. Оба направления в развитии станкостроения должны развиваться параллельно, считает ведущий конструктор станков А. Итин. Там, где нельзя изготовить изделие за одну операцию — штамповкой или отливкой,— нужна не роторная, а обычная поточная автоматическая линия.

& Ti

за ней деталь проходит токарную обработку. Поворот стола — и в деталь врезаются развертки. В это время на двух предыдущих позициях идет обточка и обсверли-вание. Еще поворот — и деталь растачивается. На трех предыдущих — токарная обточка, развертывание, сверление...

Так по прохождении семи позиций иа восьмую приходит готовая деталь. Здесь ее снимает рука-автомат и на освободившийся шпиндель сажает очередную заготовку.

Станок легко переналаживается на обработку разных деталей. На каждой позиции может работать любой режущий инструмент в зависимости от установленной головки или суппорта. Действует станок по программе, заданной на перфорированную ленту: через специальную электрическую систему отверстия на ленте «коман дуют» каждым движением режущих инструментов.

Конструкторы еще и еще раз перелистывали рабочие чертежи. Станок превосходил все, что существовало аналогичного в советском и зарубежном машиностроении, отличался удобством управления, простотой. Он был на 8 т легче, чем последние заграничные модели, и имел на 30% меньше деталей. А производительность! На любом заводе он может заменить десятки универсальных станков: сверлильных, расточных, токарных.

Итак, за три месяца — готовый проект. Да еще какой проект! Отличное сочетание высоких темпов и высокого качества.

АВТОМАТ ШАГНУЛ В ЦЕХ

Чертежи отдали в цехи. Вот когда прибавилось заботы членам ударного отряда. Сборка станка была поучена молодежной бригаде: мастеру Попкову, наладчику имохину, членам ударного отряда Николаю Мазаеву, Николаю Волкову и другим боевым, проверенным в деле ребятам. Вскоре в конструкторском бюро и в штабе отряда услышали их требовательные голоса. Рабочие предлагали упростить ряд узлов, сделать станок еще компактнее, повысить точность взаимодействия частей сложной машины.

Автомат собирали, испытывали, продолжая на ходу отрабатывать узлы и детали. Однако это было лишь полдела. В дневнике штаба отряда стали появляться тревожные записи. «Еще неделя — и сборка станка остановится. На складе нет половины деталей, которые изготовляет «Станколит». «Егорьевским асбоце ментным заводом наш заказ до сих пор не выполняется», «От членов отряда второго механического цеха получен сигнал: через пять дней будут испытывать основные детали станка, а специальные двигатели с завода Владимира Ильича еще не поступали», «В технологическом цехе завода задерживается выпуск приспособлений». Или очень коротко, но не менее серьезно: «Нет нужной латуни».

На расширенное заседание штаба пригласили многих «сильных завода». вместе обсудили создавшееся положение. И на пути станка сразу же отпало несколько препятствий. Нет латуни? Игорь Ерзин подробно объяснил начальнику отдела снаб-

почий